Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 90 2. обязательное разрешение со стороны министра народного просвещения , министра внутренних дел , обер - прокурора Святейшего Синода ; 3. обязательное удостоверение благонадежности лиц , проводивших чтения , а также на местах непосредственное наблюдение за чтениями возлагалось на представителей духовного или учебного ведомства [2, 156]. На полное выполнение этих требований могли уйти годы , но « Правила » 1888 года ситуацию несколько упростили : с этого момента организовывать чтения мог приходской священник с ведома ближайшего духовного начальства в помещении храма или школы . На этом этапе развития чтения в большинстве случаев носили религиозно - нравственный характер . Эти же « Правила » поощряли присутствие на этих чтениях , если они проводились для школьников , их родителей , а также указывалось , что чтения могут устраиваться обществами трезвости , как способ нравственного воздействия на рабочих . С 1894 года правила устройства народных чтений стали согласовываться с уставами « Попечительств о народной трезвости ». Цель этих попечительств – предоставить взрослому населению возможность проводить свободное время вне питейных заведений . К началу 90- х годов чтения могли устраивать постоянные комиссии , общества народного образования , общества трезвости , благотворительные общества , общества врачей , народные училища . В распространении знаний были заинтересованы и российские предприниматели , что подтверждается ходатайствами II съезда русских деятелей по профессиональному и техническому образованию (1895 год ), нижегородского торгово - промышленного съезда (1896 год ) об облегчении устройства профессиональных чтений по сельскому хозяйству , медицине , гигиене и т . д . В ответ на ходатайство общества санитарных врачей г . Саратова медицинский департамент министерства внутренних дел разрешил для участия в чтениях все издания по медицине и гигиене , которые были допущены в бесплатные народные библиотеки , такой же опыт существовал и в деятельности тульского общества врачей . Первоначально материальными источниками для организации народных чтений были : частные пожертвования , взносы членов комиссий , сборы с посетителей ( от 2- х до 40 копеек ), а иногда и ассигнования со стороны городов и земских собраний . Например , в 1896-1897 гг . в Тульской губернии ни губерния , ни уездные земства самостоятельных чтений не устраивали , но участвовали « ассигнованиями по 200 рублей в пользу « Комиссий по устройству народных чтений в Туле » [2, 158]. В Туле работа комиссии по организации чтений началась в 1884 году . У истоков ее деятельности стояли : врач Ю . П . Цейтлин , директор коммерческого училища П . А . Верещагин , преподаватель мужской гимназии Н . А . Цветков . Чтения предполагали использование значительного наглядного материала в том числе и тематических картин , в последствии они стали называться « световыми картинами », т . к . для их показа использовался волшебный фонарь . В тульской губернии имелся склад картин для организации народных чтений , что позволяло использовать картины в различных уездах по очереди . В 1897-1898 учебном году комиссия обладала складом картин на сумму около 2000 рублей , имела в своем распоряжении 94 чтения и 110 картин . Этот объем наглядного материала позволял ежегодно удовлетворять 150 требований различных уездов . С распространением технических средств перед уездными земствами встала задача покупки хороших « волшебных фонарей ». К началу XX века в России сложилась централизованная система подготовки народных чтений . При Петербургском Военно - педагогическом и Московском политехническом музеях имелись склады картин , которыми можно было воспользоваться в случае необходимости . Существовали и комиссии по световым картинам , программа деятельности которых предполагала :

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=