Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 9 ИСЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ УДК 159.9.07 Е . И . Исаев ( Москва , НОУ ВПО « СФГА ») Тел .: 8-985-151-29-58, e-mail: eiisaev@yandex.ru АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В статье обосновываются возрастно - нормативная модель развития индивида в онтогенезе и модель образовательного процесса и педагогической деятельности в качестве научных средств проектирования и конструирования педагогом процессов обучения и воспитания на определенной ступени образования . Данные модели раскрываются через описание особенностей построения учебной деятельности школьников на основной и полной средней ступенях образования . Ключевые слова : возрастно - нормативная модель развития , модель образовательного процесса и педагогической деятельности , учебная деятельность , педагогическая деятельность , средняя ступень школы , старшая ступень школы . Психологическое сопровождение образования человека на разных этапах его развития возможно на надежной научной основе . Теоретико - методологической основой психолого - педагогического сопровождения развития человека в образования может выступить разрабатываемая нами совместно с В . И . Слободчиковым психологическая антропология [2, 5]. Психологическая антропология представляет собой попытку реализации антропологического подхода в образовании . Несмотря на наличие большого числа региональных ( отраслевых , аспектных ) антропологий ( философской , культурной , религиозной , педагогической и др .), антропологии конкретной сферы социальной практики пока еще не разработано . Более того , и в отечественной , и в зарубежной психологии отсутствуют прецеденты подобной работы . Обоснование антропологии образования потребовало от авторов обстоятельного аргументирования актуальности , возможности и необходимости данной области знания . Необходимость антропологии образования – это ответ на вызовы времени , результат осмысления современной ситуации человеческого бытия . Ключевая идея антропологии образования заключается в том , что современное образование не может ограничиться передачей подрастающим поколениям совокупности знаний ( пусть и новейших ), формирования у них современных компетенций , развития совершенных познавательных способностей . Перед образованием стоит задача созидания полного человека , человека в целостности его человеческих проявлений , становления собственно человеческого в человеке . При определении нашего понимания собственно человеческого в человеке мы исходим из фундаментальной философско - богословской идеи о свободе и достоинстве человека и из психологического обоснования субъектности человека в качестве внутреннего основания его свободы и достоинства . Субъектность как способность человека к самодетерминируемому , самоуправляемому , самоконтролируемому поведению и действию , способность встать в практическое отношение к миру , сделать свою деятельность и самого себя предметом анализа и изменения составляет родовую специфику человека . Становление этой родовой способности происходит в со - бытийной детско - взрослой общности , содержательную основу которой составляет

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=