Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 88 - ряд практических методов , среди которых особое место занимают упражнения , опыты и экскурсии , позволяющие подвести ученика к пониманию связи теоретического материала с практикой , всеобщими ценностями жизни . В основу методики организации педагогического процесса учителем легло убеждение Л . Н . Толстого о том , что это есть « искусство и талант », обусловленные потребностью отвечать « на все возможные затруднения , встречаемые учеником ». Рассматривая урок как основную форму организации учителем процесса бучения , Толстой призывал соотносить его с особенностями учащихся , их « душевными силами » и условиями протекания познавательной деятельности свободного , творческого характера . В качестве средств обучения как структурной единицы организации учителем педагогического процесса Толстой рекомендовал использовать учебники и учебные пособия , обладающие « хорошим языком », « полнотой содержания », « ясностью мысли », « занимательностью » форм и умеренной « поучительностью », о чём свидетельствуют созданные им « Азбука », « Новая азбука », разнообразные книги для чтения . В целом , сформулированные и обоснованные Л . Н . Толстым психолого - педагогические условия организации процесса обучения , в соответствии с его философско - педагогической концепцией , призваны были содействовать свободному , гармоническому , духовному и творческому развитию личности ребёнка . Литература 1. Запесоцкий А . С . Образование : философия , культурология , политика . М .: Наука , 2002. 456 с . 2. Кудрявая Н . В . Лев Толстой о смысле жизни . Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л . Н . Толстого . М .: Красный пролетарий , 1993. 176 с . 3. Толстой Л . Н . Педагогические сочинения / сост . Н . В . Вейкшан ( Кудрявая ). М .: Педагогика , 1989. 544 с . К .Y. Breshkovskaya, M.A. Kuvyrtalova THE ANALYSIS OF LEO TOLSTOY’S VIEWS ON PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE EFFECTIVE ORGANIZATION OF LEARNING The paper presents the analysis of Leo Tolstoy’s views on psychological and pedagogical conditions of the effective organization of learning process and their significance in the modern educational context. On the whole the conditions described by L. Tolstoy were aimed at a free harmonious and creative development of child’s personality. Keywords: education, personality, psychological-pedagogical conditions, didactic views of Leo Tolstoy.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=