Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 86 требующим внимания учителя : переписыванию , диктованию , чтению вслух без понимания , заучиванию стихов , тем труднее будет ученику » [3, 292]. Однако необходимо подчеркнуть , отдавая приоритет сознательному характеру организации познавательной деятельности учащихся , Толстой не отрицал значимости бессознательного . Он отмечал , что способность человека усваивать множество сведений бессознательным путем также должно учитываться педагогами . С наибольшей выразительностью Л . Н . Толстой это описал в статье « Кому у кого учиться писать : крестьянским детям у нас или нам у крестьянских ребят ?», в которой практически обосновал положение о « прижизненном формировании способностей », которые дети присваивают и воспроизводят в обстановке доверительных , свободных отношений с учителем . Как справедливо отмечает Н . В . Кудрявая , это было самостоятельным решением сложнейшей философско - педагогической проблемы «… единства сознания и жизни , как непреложного условия самоосуществления личности » [2, 65]. В качестве средств обучения как структурной единицы организации учителем урока Л . Н . Толстой рассматривал не только совокупность действий учителя и учащегося , но и собственно « носители » знаний , в роли которых выступают , прежде всего , тексты учебников и учебная литература . В период 1870 – 1876 гг . Л . Н . Толстой составил « Азбуку » и « Новую азбуку ». Необходимость такой работы он объяснял отсутствием хорошей учебной литературы для детей . « Азбука » - своеобразный комплекс учебных книг для первоначального обучения чтению , письму , грамматике , старославянскому языку и арифметике . « Азбука » состояла из четырех книг . Первая книга включала собственно азбуку , то есть букварь , тексты для первоначального чтения , славянские тексты , материалы для обучения счету , методические указания для учителя . Следующие три книги включали художественные и научно - популярные рассказы по истории , географии , физике , естествознанию . Многие рассказы имели проблемный характер , содержание научных понятий связывалось со знакомыми детям явлениями . Толстой в своих рассказах избрал своеобразную форму воздействия на чувства детей : плачущие , страдающие растения , разговаривающие животные . Однако первые рецензенты , отмечая выдающиеся достоинства рассказов для детей , осуждали методику обучения грамоте , предложенную Л . Н . Толстым , и отмечали , что отдел арифметики был написан неудачно . Министерство народного просвещения рекомендовать « Азбуку » Толстого для школ отказалось . « Новая азбука » вышла в свет в мае 1875 г . и значительно отличалась от прежнего пособия . Ее можно было использовать при различных способах обучения грамоте : слуховом , звуковом , буквослагательном и даже так называемом методе целых слов . Если в « Азбуке » букварь составлял лишь первую часть комплекса учебных книг , то « Новая азбука » становилась самостоятельным учебником . Остальные части « Азбуки » были переработаны в отдельные учебники : « Арифметика » и получившие мировую известность « Русские книги для чтения ». « Новая азбука », получив широкое признание , была одобрена министерством народного просвещения и рекомендована для всех учебных заведений , где обучение начинается с азбуки . Придавая исключительно важное значение роли доступной и высокохудожественной литературы для простого народа , Толстой в издательстве « Посредник » напечатал свои рассказы « Чем люди живы », « Бог правду видит , да не скоро скажет » и ранний рассказ « Кавказский пленник » и др . К работе издательства « Посредник » Толстой привлекал известных писателей и художников . Необходимо отметить , что важное значение Л . Н . Толстой придавал языку и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=