Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 85 в статье « Общие замечания для учителя ». В ней яснополянский педагог писал : « Для того чтобы ученик учился охотно , нужно чтобы он учился охотно ; для того чтобы он учился охотно нужно : 1) чтобы , чему учат ученика , было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях » [3, 289]. Чтобы ученику было понятно и занимательно то , чему его учат , отмечал Толстой , «... избегайте двух крайностей : не говорите ученику о том , чего он не может знать и понять , и не говорите о том , что он знает не хуже , а иногда и лучше учителя . Для того чтобы не говорить того , чего ученик не может понять , избегайте всяких определений , подразделений и правил . Все учебники состоят только из определений , подразделений и правил , а их - то именно и нельзя сообщать ученику » [3, 289]. Толстой подчеркивал , что ученику необходимо давать как можно больше сведений и вызывать его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания и как можно меньше сообщать ему общих выводов , определений , подразделений и всякой терминологии . По мнению Толстого , сообщать определение , подразделение , правило , название целесообразно только тогда , когда « ученик имеет столько сведений , что сам в состоянии проверить общий вывод , когда общий вывод не затрудняет , а облегчает его » [3, 291]. Другая причина , по которой урок бывает неприятен и незанимателен , по мнению Толстого , заключается в том , что «... учитель объясняет слишком длинно и сложно то , что давно уже понял ученик . Ученику так просто , что ему сказали , что он ищет особенного , другого значения и понимает ошибочно или уже вовсе не понимает » [3, 291]. Особенное опасение у Толстого вызывали уроки , которые « взяты из жизни ». Делая выводы , он писал : «... вообще толкуйте ученику то , чего он не знает , и то , что вам самим было бы занимательно узнать , если бы вы не знали … Никогда не торопитесь , переждите , возвращайтесь к тем же толкованиям » [3, 291]. Анализируя второе положение , Л . Н . Толстой писал : « Для того чтобы душевные силы ученика были в наивыгоднейших условиях , нужно : 1) чтобы не было новых , непривычных предметов и лиц там , где он учится ; 2) чтобы ученик не стыдился учителя или товарищей ; 3) ( очень важное ) чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение , т . е . за непонимание ; ум человека может действовать только тогда , когда он не подавляется внешними влияниями ; 4) чтобы ум не утомлялся . Определить число часов или минут , после которого ум ученика утомляется , невозможно ни для какого возраста ; но для внимательного учителя всегда есть верные признаки утомления ; как скоро ум утомлен , заставьте ученика делать физическое движение , лучше ошибиться и отпустить ученика , когда он ещё не утомлен , чем ошибиться в обратном смысле и задержать ученика , когда он утомлен ; тупик , столбняк , упрямство происходят только от этого ; 5) чтобы урок был соразмерен силам ученика , не слишком легок , не слишком труден » [3, 292]. Рассматривая урок как одну из основных форм организации педагогического процесса , Толстой отмечал , что если урок будет слишком труден , ученик потеряет надежду исполнить заданное , займется другим и не будет делать никаких усилий ; если урок слишком лёгок , будет то же самое . Нужно стараться , подчеркивал педагог , чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком . Для этого , рекомендовал он , давайте ученику такую работу , чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении [3, 292]. « Чем легче учителю учить , - писал Толстой , - тем труднее ученикам учиться . Чем труднее учителю , тем легче ученику . Чем больше будет учитель сам учиться , обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика , чем больше будет следить за ходом мысли ученика , чем больше вызывать на ответы и вопросы , тем легче будет учиться ученик … Чем больше будет ученик предоставлен самому себе и занятиям , не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=