Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 84 народе , методу ; должен стараться узнавать наибольшее число метод , принимая их как вспомогательные средства ; должен , принимая всякое затруднение понимания ученика не за недостаток ученика , а за недостаток своего учения , стараться развивать в себе способность изобретать новые приёмы . Всякий учитель должен знать , что каждая изобретённая метода есть только ступень на которую должно становиться для того , чтобы идти дальше ; должен знать , что ежели он сам того не сделает , то другой , усвоив себе эту методу , на основании её пойдёт дальше …» [3, 88]. Поэтому нельзя увидеть унификацию Л . Н . Толстым какого - либо метода и соответственно методики обучения . Он писал : « Лучшая метода , есть отсутствие методы ». Это не означает отрицания , а подчёркивает свободу выбора учителем методов организации педагогического процесса , их комплексный характер . Л . Н . Толстой исходил из положения , что жизнь намного богаче любой искусственно организованной системы воспитания . Невозможно , считал он , проследить всю совокупность социальных воздействий на человека в течение его жизни . Исходя из такого понимания , Толстой отрицал возможность существования какой - то одной истинной методы обучения . Он писал : «... наилучший учитель будет тот , у которого сейчас под рукою готово разъяснение того , что остановило ученика . Разъяснения эти дают учителю знание наибольшего числа метод , способность придумывать новые методы , и главное , - не следование одной методе , а убеждение в том , что все методы односторонни и что наилучшая метода была бы та , которая отвечала бы на все возможные затруднения , встречаемые учеником , т . е . не метода , а искусство и талант » [3, 88]. Все рекомендуемые Л . Н . Толстым для учителя методы учебной деятельности не находились в противоречии с его взглядами на форму организации обучения . Обращение к работам Л . Н . Толстого позволяет увидеть , что форма обучения понималась им как определённый отрезок , цикл процесса обучения , представляющий собой внутреннюю организацию содержания , реализующийся в сочетании деятельности учителя и деятельности учащихся по усвоению учебного материала и способов деятельности . Организация учителем педагогического процесса , по мнению Л . Толстого , должна предусматривать сочетание школьных и внешкольных , индивидуальных и групповых форм обучения . Л . Н . Толстой не отрицал значимости исторически сложившейся общей формы обучения в виде урока , что прослеживается в практической деятельности учителей Яснополянской школы . Однако следует подчеркнуть специфику его взглядов на урок . Толстой отказался от традиционного понимания урока , обладающего жёстким схематизмом , где главным субъектом является педагог , заранее определяющий все действия и мысли учащихся , протекающего сугубо в стенах школы , то есть оторванного от реальной жизни . Он был убеждён в необходимости применения учителем индивидуального подхода к учащимся , позволяющего учитывать не только знания , умения своих учеников , их жизненный опыт , но и особенности мышления , речи , памяти , степень сформированности волевой и нравственной сфер личности . Толстой призывал педагогов при проведении уроков соблюдать такие требования ( принципы ) как сознательность , активность , наглядность , доступность и др ., которые в целом выражали его приверженность лучшим педагогическим традициям прошлого и находились в соответствии с основной функцией – свободы и ненасилия , имеющей также общее методологическое значение для понимания сущности процессов познавательной деятельности учащегося . Наиболее концентрированно данная позиция Л . Н . Толстого в отношении главных психолого - педагогических условий организации учителем урока выражена им

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=