Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 82 Бывает , что люди , находясь вместе , если не враждебны , то чужды друг другу по своим настроениям и чувствам , и вдруг или рассказ , или представление , или картина , даже здание и чаще всего музыка , как электрической искрой , соединяет всех этих людей , и все эти люди , вместо прежней разрозненности , часто даже враждебности , чувствуют единение и любовь друг к другу . Всякий радуется тому , что другой испытывает то же , что и он , радуется тому общению , которое установилось не только между ним и всеми присутствующими , но и между всеми теперь живущими людьми , которые получат то же впечатление ; мало того , чувствуется таинственная радость загробного общения со всеми людьми прошедшего , которые испытывали то же чувство , и людьми будущего , которые испытают его . Вот это - то действие производит одинаково как то искусство , которое передает чувства любви к богу и ближнему , так и житейское искусство , передающее самые простые , общие всем людям , чувства » [3, 428]. Важно подчеркнуть несколько аспектов , на которые обращал внимание Толстой , характеризуя искусство как один из методов воздействия на чувственно - эмоциональную сферу ребёнка . Л . Н . Толстой отмечал : « Христианское искусство или вызывает в людях те чувства , которые через любовь к богу и ближнему влекут их ко все большему и большему единению , делают их готовыми и способными к такому единению , или же вызывает в них те чувства , которые показывают им то , что они уже соединены единством радостей и горестей житейских . И потому христианское искусство нашего времени может быть и есть двух родов : 1) искусство , передающее чувства , вытекающие из религиозного сознания положения человека в мире , по отношению к богу и ближнему , — искусство религиозное , и 2) искусство , передающее самые простые житейские чувства , такие , которые доступны всем людям всего мира , — искусство всемирное » [3, 428]. Эти два рода искусства Л . Н . Толстой рассматривал в единстве , что , по его мнению , обеспечивает « свободную » и « радостную » деятельность людей , « устраняя насилие ». Рекомендуя учителю ввести искусство в учебный процесс ( лепка , рисование , пение …), Л . Н . Толстой руководствовался мыслью о том , что назначение искусства « в том , чтобы перевести из области рассудка в область чувства истину о том , что благо людей в их единении между собою , и установить на место царствующего теперь насилия то царство божие , т . е . любви , которое представляется … высшею целью жизни человечества » [3, 428]. Не менее действенным методом , используемым учителем в профессиональной деятельности и осуществлении педагогического процесса , Толстой считал метод примера , действенность которого он связывает со способностью детей к подражанию , подверженности их « бессознательному внушению ». При этом данный метод в большей степени соотносится им с организацией учителем воспитательной деятельности . Учатся и воспитываются дети , отмечал Л . Н . Толстой , только благодаря заразительности примера , в состоянии , которое он называет « первой степенью гипноза » [3, 445]. « Все , чему обучают детей , - писал Толстой в письме к П . И . Бирюкову в мае 1901 г ., - … всё то , чему независимо от нашего желания подражают дети , в особенности в нашей жизни , в наших поступках , есть бессознательное внушение . Сознательное внушение – это обучение , образование , бессознательное – это пример , воспитание в тесном смысле , или … просвещение » [3, 445]. Внушаемость детей отдает их в полную власть взрослых . И поэтому , подчеркивает Толстой , « нельзя быть достаточно внимательным » к тому , что и как внушается им . Л . Н . Толстой отмечал , что на разработку основ сознательного внушения – обучения – в обществе направляются все силы , бессознательное же внушение – воспитание – « вследствие того , что наша жизнь дурна », находится в пренебрежении [3, 455]. В письме к А . А . Толстой от 26-27 ноября 1865 г . Толстой писал : « В воспитании

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=