Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 81 рассматривать беседу как « сократической » по своему характеру , отвечающей природе человека – общающегося , вопрошающего и слушающего существа . Также следует подчеркнуть , что в понимании Л . Н . Толстого диалог имеет познавательную , этическую и эстетическую ценность . Познавательная ценность диалога реализуется в понимании ребёнком мира и нахождении своего места в мире , в выборе ценностных ориентиров , постепенно складывающихся в систему ценностей , о которых идет речь на конкретных уроках . Этическая ценность состоит в открывшейся ребенку возможности увидеть себя со стороны , приобщиться к духовно - нравственным аспектам , выработке рефлексивного отношения к миру и к себе , осмыслению их при помощи изучения и сравнения . Диалог в обучении позволяет сделать его осмысленным для ученика . Ориентация на личность , имеющая место в диалоговом процессе , меняет так - же характер общения и учебной деятельности , которые приобретают ярко выраженную активность как со стороны учителя , так и со стороны ученика . Методы формирования опыта ценностного отношения к миру , людям , самому себе также представлены у Л . Н . Толстого способами приобщения учащихся к искусству , которое , как и слово , выступает одновременно средством общения , единения людей . Однако в отличие от словесных методов искусство передаёт другому свои мысли , « те высшие и лучшие чувства , до которых дожили люди ». Развивая это положение , он писал : « Искусство не есть , как это говорят метафизики , проявление какой - то таинственной идеи , красоты , бога ; не есть , как это говорят эстетики - физиологи , игра , в которой человек выпускает излишек накопившейся энергии ; не есть проявление эмоций внешними знаками ; не есть производство приятных предметов , главное — не есть наслаждение , а есть необходимое для жизни и для движения к благу отдельного человека и человечества средство общения людей , соединяющее их в одних и тех же чувствах . … Не будь другой способности человека — заражаться искусством , люди едва ли бы не были еще более дикими и , главное , разрозненными и враждебными … И потому деятельность искусства есть деятельность очень важная , столь же важная , как и деятельность речи , и столь же распространенная … Как слово действует на нас не только проповедями , речами и книгами , а всеми теми речами , которыми мы передаем друг другу наши мысли и опыты , так и искусство » [3, 420-421]. Необходимо заметить , что словесные методы и метод искусства рассматривались Л . Н . Толстым как действенные способы общения и прогресса , то есть движения вперёд человечества к совершенству . Он отмечал , что если речь делает возможным для людей последних живущих поколений знать все то , что узнавали опытом и размышлением предшествующие поколения и лучшие передовые люди современности ; то искусство делает возможным для людей последних живущих поколений испытывать все те чувства , которые до нас испытывали люди и в настоящее время испытывают лучшие передовые люди [3, 425]. Обосновывая роль искусства как метода развития ценностного отношения к миру , Л . Н . Толстой следует своей нравственно - этической концепции бытия , в соответствии с которой деятельность учителя должна быть ориентирована на привитие учащимся понятий любви , ненасилия , духовности . Он писал : « Чувства , вытекающие из сознания сыновности богу и братства людей , как чувства твердости в истине , преданности воле бога , самоотвержения , уважения к человеку и любви к нему , вытекающие из христианского религиозного сознания , и чувства самые простые — умиленное или веселое настроение от песни , или от забавной и понятной всем людям шутки , или трогательного рассказа , или рисунка , или куколки — производят одно и то же действие — любовное единение людей .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=