Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 74 Толстой в письме К П . И . Бирюкову в мае 1910 г . писал : « Образование … есть не что иное , как передача того , что думали самые умные люди . Умные же люди думали всегда в трех направлениях … 1) философски , религиозно о значении своей жизни – религия и философия ; 2) опытно , делая выводы из известным образом обставленных наблюдений , - естественные науки : механика , физика , химия , физиология ; 3) думали математически , делая выводы из положений своей мысли , - математика и математические науки » [3, 446]. Все эти три рода наук , по мнению мыслителя , настоящие науки . Все они , по его мнению , космополитичны , так как не разъединяют , а соединяют людей . Все они доступны всем людям и удовлетворяют критерию братства людей . Поэтому они должны содержательно наполнять педагогический процесс [3, 447]. Л . Н . Толстой помимо выделения вышеотмеченных трех родов наук выделяет еще три , определяя их критерием способа передачи знаний , влиянием на личностную сферу : языки и пластическое искусство ; рисование и лепка ; музыка и пение . Кроме этих шести направлений в содержание педагогического процесса Толстой вводит еще седьмое : преподавание мастерства - слесарное , малярное , плотничное , швейное [ Там же ]. Л . Н . Толстой считал , что приобщение учащихся к « ручному труду » является обязательным условием их нравственного воспитания . Он не относился к « ручному труду » как к самостоятельному принципу , а считал его самым простым и естественным приложением нравственного правила : « как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше служить другим , требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше » [3, 497]. Для Л . Н . Толстого введение « ручного труда » в образовательный процесс выступало обязательным требованием еще и по той причине , что главный недостаток современного ему общества состоял , по его мнению , в « освобождении себя от этого труда и в пользовании , без всякой взаимности , трудом бедных , невежественных , несчастных классов , являющихся рабами , подобными рабам древнего мира » [3, 498]. В целом , по мнению яснополянского педагога , весь процесс обучения содержательно « распадается на семь предметов », ориентированных на интеллектуальное , физическое , нравственное и духовное развитие личности . Большое внимание Л . Н . Толстой уделял отбору учителем конкретного содержания учебного материала . В его понимании любой учебный предмет - это система научных понятий , обобщений , отобранных специально в соответствии с определенной наукой . Он отмечал : « Есть наука – есть жизнь ; каждая имеет свои требования , свои законы и свою притягивающую силу для человека » [3, 235]. Наука , по его мнению , - сознание жизни , это « классификация », имеющая свои законы , а задача учителя состоит в обеспечении усвоения учащимися системы знаний и « приведения к сознанию уже усвоенного процесса выражения мысли , счисления , созерцания ». Термин « классификация » использовался Л . Н . Толстым как система научных , а не эмпирических понятий – в его понимании « голых результатов науки ». В основу своей преподавательской деятельности в Яснополянской школе Толстой положил такое понимание форм мышления и логики « развертывания » предметного материала , которое приводило бы к познанию сущности вещей , выявлению генетически исходного , всеобщего , которое , как « частность », должно было стать исходным в изучении отдельных учебных дисциплин [2, 55-56]. Яснополянский педагог подчеркивал , что только при полной свободе организации процесса обучения возможна полная реализация его содержания и целей , так как это позволяет : - « вести лучших учеников до тех пределов , до которых они могут дойти »; - избежать такого обычного явления , как « вызывание отвращения к предметам , которые в свое время и свободно были бы любимы »;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=