Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 73 школы … Этот дух школы есть что - то быстро сообщающееся от одного ученика другому , сообщающееся даже учителю , выражающееся , очевидно , в звуках голоса , в глазах , движениях , в напряженности соревнования , что - то весьма осязательное , необходимое и драгоценнейшее и потому долженствующее быть целью всякого учителя » [3, 172-173]. Толстой желал , чтобы дети сами осознавали необходимость порядка и дисциплины в школе , которые , по его мнению , не могут быть навязаны силой . Он подчеркивал , что учитель не должен педантично вмешиваться в многогранную и кипучую жизнь детей . Они сами в большинстве случаев могут наладить свои отношения , поскольку чувство справедливости проявляется в детском коллективе . Степень свободы реального образовательного процесса не может определяться , считал яснополянский педагог , абстрактным правилом . Только опыт может подсказать , какой метод , прием требует меньше принуждения , меньше стесняет свободу ученика . При этом особо важную роль Толстой придавал такому условию успешной организации учебного процесса как изучение передового опыта , превращение школы в « лабораторию творческого труда учителей и учащихся ». Обобщение педагогического опыта , по его мнению , не следует возлагать лишь на одних теоретиков педагогики . Оно будет выполнено успешно только тогда , когда к этому делу удастся привлечь директоров и учителей гимназий , а также учителей уездных , приходских и частных училищ . Далее рассуждая об условиях содержательного наполнения образовательного процесса и его организации , Л . Н . Толстой проводит аналогию между образованием и сферой , из центра которой выходит бесконечное количество радиусов , которые могут быть удлиненными до бесконечности . « Совершенство в деле образования , - считал Толстой , - достигается не тем , чтобы учащиеся усвоили очень многое из случайно избранной области знания , а тем , чтобы , во - первых , из бесконечного количества знаний прежде всего были переданы учащимся знания о самых важных и нужных предметах , а во - вторых , тем , чтобы знания эти были доведены до относительно одинаковой степени , так чтобы преподаваемые знания , подобно одинаковой длины и одинаково равномерно друг от друга отделенным радиусом , определяющим сферу , составляли гармоничное целое » [3, 453]. Отсюда в общую основу содержания образования , по мнению Л . Н . Толстого , должны непременно быть поставлены два самых главных и необходимых предмета : религиозное понимание и нравственное учение . Об этих предметах он писал : « С тех пор , как существует человечество , всегда у всех народов являлись учителя , составлявшие науку о том , что нужнее всего знать человеку . Наука эта всегда имела своим предметом знание того , в чем назначение и потому истинное благо каждого человека и всех других людей ». Именно эта наука , считал педагог , и служит руководящей нитью в определении значения всех других знаний [3, 455]. Без этого знания , без знания того , в чем состоит назначение и благо всех людей , нет возможности выбора в этом бесконечном количестве предметов , и потому без этого знания все остальные знания и искусства становятся праздной и вредной забавой . До тех пор , подчеркивал Л . Н . Толстой , пока религия и нравственность не станут в основу образования , « не может быть никакого разумного образования » [3, 456]. Согласно точке зрения Л . Н . Толстого , если образование , а , следовательно , и процесс обучения станут полностью свободными и будут выстраиваться на религиозно - нравственном фундаменте , то все остальные знания будут распределяться так , « как это им свойственно , сообразно тем условиям , в которых будет находиться то общество , в котором будут преподаваться и восприниматься знания » [3, 456]. Рассматривая содержание образования через призму этического критерия , Л . Н .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=