Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 70 изучить как ту , так и другую деятельность и найти причину , совокупляющую эти две деятельности в одно явление , называемое образованием или воспитанием » [3, 267]. Исходя из философского понимания того , что образование есть благо , даваемое жизнью , преподавание , по мнению Толстого , должно полностью совпадать с природным стремлением людей к приобретению знаний . Только таким образом организованное преподавание позволит людям , - считал он ,- органично , непосредственно , а иногда и бессознательно усваивать знания . Подчеркивая многосложность образования и обучения как педагогического процесса , демонстрируя его зависимость от множества факторов , Л . Н . Толстой сосредоточил свое внимание на проблеме многообразия образовательных воздействий , что особенно важно для правильной постановки его целей и задач . Не должно быть противоречий , считал Л . Н . Толстой , между общественным мнением о целях и задачах образования и организацией учебного процесса , его целями и задачами . Таким образом , Л . Н . Толстой заострял внимание на очень важном вопросе современного состояния педагогики – аксиологическом аспекте образования как педагогического процесса и общественного явления , непосредственными организаторами которого являются государство и учитель . Чтобы прояснить свою позицию по отношению к целям образования в деятельности учителя и школы , он пытался критически осмыслить основные факторы , влияющие на постановку целей и определяющие их сущность . Он отмечал , что неясность этого вопроса порождает полное отсутствие убедительной позиции в отношении содержательного наполнения учебного процесса и внутреннюю противоречивость современной ему школы , в которой наряду с истинами о « бессмертии души , ученику стараются уразуметь , что нервы , общие человеку и лягушке , суть то , что называли прежде душой ; когда после истории Иисуса Навина , переданной ему без объяснений , он узнает , что солнце никогда не ходило вокруг Земли ; когда после объяснения красот Вергилия он находит красоты Александра Дюма …; когда единственная вера учителя состоит в том , что ничего нет истинного , что всё , что существует , то разумно , что прогресс есть добро , а отсталость – зло …» [3, 56]. В осуществлении педагогической деятельности , считал Толстой , необходимо исходить из неприязни « возможности знать то , что нужно знать человеку », а существующее образование и воспитание должны рассматриваться лишь как исторически сложившиеся образцы « воздействия одних людей на других », которым отнюдь не следует приписывать качеств совершенства . И поэтому , отмечал Л . Толстой , задача науки образования есть только отыскание законов воздействия одних людей на других [3, 69]. Отрицая саму возможность обретения знания того , что « нужно для совершенствования человека », Толстой не принимал позиции философов , педагогов , видящих всестороннее развитие личности в качестве конечной цели образования и педагогического процесса . Он считал , что « образование есть история » и поэтому оно не может иметь конечной цели . Деятельность же образовывающего , как и образовывающегося , напротив , имеет одну неизменную цель – стремление к равенству знаний . Поэтому задача науки образования и состоит только в изучении тех условий , которые способствуют достижению этой цели . Толстой отмечал , что вследствие этого наука образования , с одной стороны , становится более легкой , не представляя более вопросов : какая есть конечная цель образования , к чему мы должны готовить молодое поколение ? С другой – неизмеримо труднейшей , так как необходимо изучать все те условия , которые способствовали совпадению стремлений образовывающего и образовывающегося [3, 70]. Подобная дифференциация наблюдается и в реально существующей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=