Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 68 Обращение к наследию Л . Н . Толстого и его анализ с позиций осмысления психолого - педагогических условий успешного обучения позволяет утверждать , что одним из главных условий педагог считает деятельность учителя и учащихся . В общем виде деятельность определяется как специфическая человеческая форма активности , содержанием которой является целесообразное изменение и преобразование окружающего мира и человека . Специфику образовательной деятельности определяет её целенаправленный характер , избирательность способов и средств достижения цели и последовательность их применения , её двойная детерминированность как предварительным идеальным планом , так и реальными условиями её осуществления . По мнению Л . Н . Толстого , именно человеческая деятельность является источником и основой образования и обучения . Он отмечал : для того чтобы определить какую - либо человеческую деятельность , надо понять смысл и назначение её . Для этого необходимо , прежде всего , рассмотреть эту деятельность саму в себе , в зависимости от её причин и последствий , а не по отношению только того удовольствия , которое мы от неё получаем [3, 416]. Рассматривая образование как деятельность , Л . Н . Толстой подчеркивал , что в широком смысле оно составляет совокупность влияний , которые развивают человека , дают ему более обширное миросозерцание и новые сведения : детские игры , страдания , наказания родителей , книги , работы , учение насильственное и свободное , искусства , науки , жизнь . По мнению яснополянского мыслителя , современное ему образование не только не содействует движению человечества вперёд ко « все большему и большему благу », а , наоборот , уводит людей от этого блага . Образование во взаимосвязи с культурой , как считал Л . Н . Толстой , является той главной силой , основная миссия которой заключается в приобщении людей к « истинной жизни », которая рассматривалась Л . Н . Толстым как нравственное самосовершенствование в любви . Человек не может жить не совершенствуясь , если он хочет жить « истинной » жизнью . В этом заключается единый для всех смысл жизни , который должен постичь и учитель . Л . Н . Толстой писал : « Воспитывая , образовывая , развивая или , как хотите , действуя на ребенка , мы должны иметь и имеем бессознательно одну цель – достигнуть наибольшей гармонии в смысле правды , красоты и добра » [3, 286]. Л . Н . Толстой настаивал на том , что образование , направляющее усилия каждого человека на « признание и исповедание » истины , освобождение « себя и людей от лжи и лицемерия », разрушает « ложный строй жизни » и содействует установлению Царства Божья на земле , то есть доброй и любовной жизни . Это не находится в противоречии с наукой как знанием того , что нужно делать всякому человеку для того , чтобы как можно лучше прожить в этом мире тот короткий срок жизни , который определен ему богом , судьбой , законами природы . В связи с этим Л . Н . Толстой считал , что профессиональная деятельность учителя должна способствовать не развитию , а гармонии развития ученика . Это обусловлено человекотворческой природой культуры , способностью воспроизводить человека во всей его целостности и всесторонности , что и является ее важнейшей особенностью . В процессе интериоризации культурных ценностей , явлений , феноменов раскрывается и обнаруживается творческий потенциал личности . При этом человек обретает способность преодолевать насилие , создавать конструктивную альтернативу самому насилию , то есть участвовать в надситуативном действии , которое обеспечивает овладение саморазвивающимися формами духовно - практического опыта человечества .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=