Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 67 процесса ) и внутренние ( личностные ), условия эффективности деятельности учителя и учащихся . П . К . Анохин писал , что нормальное развитие организма ребёнка может быть обусловлено только адекватным взаимодействием внешней и внутренней сред . И если со стороны внешней среды изменяются только виды воздействий ( простое или сложное , слабое или сильное ), то со стороны внутренней среды происходит усложнение механизмов реагирования . В тех случаях , когда внешнее воздействие по силе не превышает возможностей адаптивной реактивности организма , происходит обычный ответ организма . Расширение функциональной приспособляемости механизмов реагирования происходит только при усилении внешнего воздействия до максимальных ( но не чрезвычайных !) значений , требующих напряжения всех механизмов исполнения . Так тренируется сила мышц , выносливость при длительной умственной нагрузке . Усложнение механизмов реагирования происходит при действии новых или более сложных воздействий , как , например , поиск новых путей приспособления или новых решений , что также требует привлечения всех неспецифических механизмов реагирования . Среди внешних условий в контексте взаимосвязи педагогики и психологии особое значение имеет осмысление целей обучения . М . В . Кларин формулирует следующие цели процесса обучения : когнитивная область - знания , умения , навыки ; аффективная ( эмоционально - ценностная ) область - формирование эмоционально - личностного отношения к явлениям окружающего мира , начиная с простого восприятия , интереса и готовности реагировать , до усвоения ценностных ориентаций и отношений , их активного проявления , цели формирования интересов и отношений , переживаний , чувств ; психомоторная область - способность учащегося давать ответ , включая речь ( письмо , чтение , разнообразная двигательная активность ). Немаловажным условием является адекватный поставленным целям отбор содержания учебного материала , способов и форм его усвоения , контроль и коррекция полученных результатов . Большинство современных исследований в рамках гуманистической парадигмы образования объединяет положение о ведущей роли духовно - нравственного потенциала личности , которое может быть рассмотрено как одно из ключевых психолого - педагогических условий в успешной организации обучения . В этом контексте небезынтересно обращение к наследию Л . Н . Толстого . Несмотря на значительное количество научных работ , посвященных Л . Н . Толстому и его творчеству , проблема психолого - педагогических условий успешной организации обучения не подвергалась целостному осмыслению . Тем не менее следует подчеркнуть значимость для данного процесса ряда современных исследований . В последние годы большой вклад в изучение философско - педагогического наследия Л . Н . Толстого внесли труды А . А . Гусейнова , Е . Д . Мелешко , посвященные проблемам религиозно - философского учения Л . Н . Толстого , его философии ненасилия ; Н . В . Кудрявой , впервые подвергнувшей анализу педагогические взгляды Л . Н . Толстого в контексте его учения о смысле жизни ; М . А . Лукацкого , рассмотревшего взаимосвязь образования и культуры в контексте философско - педагогического учения Л . Н . Толстого о духовно - нравственном становлении человека ; В . Б . Ремизова , который с позиций современности рассматривает творчество Л . Н . Толстого и оценивает его философско - педагогическую концепцию ; Б . С . Братуся , В . И . Слободчикова , Е . И . Исаева , И . В . Ежова , показавших важность поднятых Л . Н . Толстым вопросов духовного бытия человека для современной психологической науки .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=