Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 66 ПЕДАГОГИКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ УДК 37.012.3 К . Ю . Брешковская ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого »), М . А . Кувырталова ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого ») Тел .: (4872) 35-17-22 доб . 20-52, e-mail: karine_br@mail.ru , kuvirtalovama@yandex.ru . АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ Л.Н.ТОЛСТОГО НА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В статье представлен анализ взглядов Л . Н . Толстого на психолого - педагогические условия эффективной организации процесса обучения в контексте проблем современного обучения и образования . В целом , сформулированные и обоснованные Л . Н . Толстым психолого - педагогические условия организации процесса обучения призваны были содействовать свободному , гармоническому , духовному и творческому развитию личности ребёнка . Ключевые слова : личность , обучение , психолого - педагогические условия развития В новых условиях существования и развития постиндустриального общества переход от ведущей роли материально - вещественных элементов производства к духовно - идеальным обусловил утверждение гуманистических подходов к образованию личности . Главным ориентиром в подготовке « человеческого капитала » становятся развитие и обогащение интеллекта , творческой энергии , духовно - нравственных сил человека . Актуализируются идеи сосуществования , понимания чужой точки зрения , диалога , сотрудничества , совместного действия , уважения личности , её прав . Ставится задача создания для человека условий , способствующих развитию твёрдых нравственных ориентиров , способности самостоятельно решать проблемы в динамично развивающемся обществе . В связи с этим существенно меняется концепция школьного образования и обучения . Применение в образовательной практике знаний о законах и механизмах функционирования психики в различные возрастные периоды , использование в педагогической работе достижений психологической науки в сочетании с личностно - ориентированной позицией и гуманистической направленностью педагогических технологий обеспечивают бережное отношение к личности ребенка , позволяют максимально раскрыть его потенциал . Вопрос о психолого - педагогических условиях успешного усвоения знаний учащимися нашел отражение как в педагогических , так и психологических исследованиях ученых разных лет . В истории зарубежной педагогической мысли ему уделяли внимание Я . А . Коменский , И . Г . Песталоцци , Г . Спенсер , И . Ф . Гербарт , А . Дистервег , среди отечественных мыслителей следует отметить К . Д . Ушинского , Л . Н . Толстого , А . С . Макаренко и др . Особого внимания заслуживают работы Ш . А . Амонашвили , Б . Г . Ананьева , М . Р . Битяновой , Л . И . Божович , Л . Ф . Бурлачук , П . Я . Гальперина , И . В . Дубровиной , В . П . Зинченко , Я . Йирасек , А . Р . Лурия , В . С . Мухиной , А . А . Реан , С . Л . Рубинштейн , Н . Я . Семаго , Г . И . Щукиной , Д . И . Фельдштейна , Д . Б . Эльконина , И . С . Якиманской . Проведенный анализ позволяет утверждать , что вопрос об условиях , влияющих на эффективность процесса обучения – многоаспектный . Они могут классифицироваться по разным основаниям : внешние ( организация образовательного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=