Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 62 УДК 159.9.953 Н . С . Виноградова ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого »), В . М . Заёнчик ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого ») Тел .: 8 (4872) 35-17-22, e-mail: Fedotenko@tspu.tula.ru ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В статье представлены результаты исследования гендерного подхода в агрессивности подростков и ее профилактика на основе специально разработанной программы . Ключевые слова : агрессия , агрессивное поведение , подростки , профилактика , гендерный подход . В современном обществе происходят кризисные процессы , которые отрицательно влияют на психологию людей , порождая озлобленность , жестокость и насилие . Учащение агрессивных проявлений является сегодня одной из острейших социальных проблем нашего общества . Агрессия , в какой бы форме она не проявлялась , представляет собой поведение , направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу . Подростки особенно остро реагируют на изменения , происходящие в обществе . Рост агрессивных тенденций , распространение насилия и жестокости , отмечаемые в подростковой среде , вызывают озабоченность педагогов и родителей . Поэтому , в настоящее время проблема агрессивного поведения подростков является предметом активных научно – практических исследований . Установлено , что внутри подросткового возраста , как у мальчиков , так и у девочек , существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения . Так установлено , что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии : 12 лет и 14–15 лет . У девочек также обнаруживаются два пика : наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет . Существует масса факторов влияющих на подростковую агрессивность . Агрессивное поведение определяется влиянием семьи , сверстников , учебным заведением , а также средствами массовой информации . Многочисленные исследования показали , что для семей , из которых выходят агрессивные дети , характерны особые взаимоотношения между членами семьи . Подобные тенденции психологами описаны как « цикл насилия », дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений , которые « практикуют » их родители по отношению друг к другу . Подростки , выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами , копируют тактику разрешения конфликтов у родителей . Когда дети вырастают и вступают в брак , они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и , замыкая цикл , передают их своим детям , посредством создания характерного стиля дисциплины . Похожие тенденции наблюдаются и внутри самой личности ( принцип спирали ). Достоверно установлено , что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками , но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте , превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности . Особенности агрессивных проявлений подростков специфически окрашены в соответствии с половой принадлежностью . Особенности проявления агрессивности у

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=