Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 59 психологической помощи . Третий аспект – теоретико - методическая база , лежащая в основе организации психологической помощи [11, 6]. Психологическая помощь – это область и способ деятельности , предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении широкого круга проблем , порождаемых душевной жизнью человека в социуме [4, 17]. Теоретико - методологической основой данной программы являются экзистенциально - гуманистический подход , в котором раскрываются понятия « забота », « смысл » и « переживания », а также психосинтез , обращающийся к понятиям « ресурсы » и « саморазвитие » [12]. При её создании нами учитывалась необходимость интериоризации представлений о любви во внутрипсихический мир через преобразование сознания в деятельности . В концепции Б . Г . Ананьева внешняя реализации внутреннего мира – это экстериоризация в единстве с интериоризацией [2]. Человек рассматривается как субъект трёх основных деятельностей – труда , общения , познания . Посредством которых и осуществляется как экстериоризация внутренней жизни личности , так и интериоризация внешних действий [13, 283]. В соответствии с программой специальной процессуально - профессиональной подготовки , составленной Е . П . Кораблиной , основным методологическим принципом программы психологической помощи в осознании представлении о любви у старшеклассников является модульность посредством групповой и индивидуальной форм работы [12]. В данной программе психологической помощи были использованы следующие методы : лекционно - методологические беседы , упражнения , психодраматические игры , групповые дискуссии . Перед началом и после окончания каждого занятия проводится « Круг встречи и прощания ». Задачами программы помощи являются : углубление осознанности представлений о любви , рефлексия собственной роли в создании любовных и дружеских отношений и определение личностной значимости любви к профессии . Апробация разработанной программы психологической помощи в форме консультативных бесед показала заинтересованность и готовность старшеклассников и педагогов - психологов к повышению уровня осознанности их представлений о любви . Программа групповой психологической помощи в осознании представлений о любви состоит из трехдневного семинара - тренинга по 4 академических часов ежедневно . Она может быть представлена в виде трёхступенчатой лестницы – этапов , прохождение которых способствует более глубинному осознанию представлений о любви . Программа включает в себе 3 модуля : самоисследование , исследование внутреннего пространства любви и гармонизация . К первому модулю относится исследование субъективного представления о самом себе и своём месте в окружающем мире , рефлексирование самоотношения , осознание ценностных ориентаций . Задачи : углубить понимание себя как индивидуальности ; увеличить проявление позитивных чувств по отношению к себе ; обозначить перспективу самосовершенствования . В данном модуле были разработаны два занятия ( продолжительностью 4 академических часа каждый ), отвечающие целям и задачам программы групповой психологической помощи в осознании представлений о любви старшеклассниками : « Кто Я ?» и « Как я отношусь к себе ?» Второй модуль включает в себя исследование собственных представлений о любви , концентрация на осознавании образа любви , изучение значимости любви к профессии . К задачам данной части программы относят : научиться осмыслению образа любви ; проработать проблемы , возникающие при данной тематике ; проанализировать значимость любви к профессии .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=