Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 57 общеобразовательных школах г . Санкт - Петербурга и г . Кириши , реципиентами выступили старшеклассники 10-11 классов в возрасте от 15 до 17 лет ( в количестве 78 человек ). В исследовании приняло участие 39 девушек и 39 юношей . Теоретико - методологическая основа исследования : теоретические подходы к изучению любви ( Э . Фромм , А . Адлер , З . Рубин , В . Н . Мясищев , Е . П . Ильин ), представление о проблеме осознавания как центральной методологической проблеме ( Э . Клаперед , В . М . Аллахвердов ), экзистенциально - гуманистический подход , в котором раскрываются понятия « забота », « смысл » и « переживания » ( Дж . Бьюдженталь ), концепция индивидуальности Б . Г . Ананьева . Для реализации обозначенной цели в исследовании использовались следующие методы и методики : авторская анкета , модифицированная методика незаконченных предложений Сакса - Леви , методика исследования смыслов Котлякова , МИС Пантелеева . В качестве методов обработки данных использовались контент - анализ , T критерий Стьюдента , U – критерий Манна - Уитни , а также коэффициент линейной корреляции Пирсона и коэффициент ранговой корреляции Спирмена с помощью программы Statistica 6.0. По результатам проведённого исследования было выявлено , что представления о любви у старшеклассников могут быть типологизированы по их отношению к себе и к феномену любви ( оптимистичные , пессимистичные недооценивающие себя , определяющие любовь позитивно , но себя негативно , недооценивающие любовь ). К типу « оптимистичные » относятся молодые люди , оценивающие любовь и себя положительно . Для таких юношей и девушек , скорее всего , не существует проблемы осознания себя как индивидуальности , свои достоинства и недостатки принимаются и не осуждаются , в то время как любовь как гуманистическая ценность имеет высокую значимость в их жизни . Тип « пессимистичных » полагает , что любовь негативна по своей сути , кроме того , отношение к себе представлено в описании как « я плохой ». Психологам , работающим с данными юношами и девушками , необходимо не только стремиться повысить самоотношение клиентам , но и попытаться понять причины сложившегося отношения к любви и к себе . « Недооценивающие любовь » старшеклассники имеют положительное отношение к себе , при этом оценивая любовь как негативное или вовсе несуществующее явление . Они могут прагматично смотреть на построение любовных и дружеских отношений , а запрос , с которым они приходят к консультанту , также как и в предыдущей группе , может быть связан с ощущением психологического одиночества , а может быть вызван прошлым разочарованием в отношениях ( в семье , в дружеских отношениях ), который влечёт за собой чувства обиды и страха .. « Недооценивающие себя » юноши и девушки при положительном отношении к любви имеют негативное отношение к себе , склонны не принимать свои недостатки , а достоинства не рассматривать как собственными положительные черты . Данная типология может помочь в индивидуальной психологической помощи старшеклассникам , так как с её помощью возможно разделение клиентов по их запросу , а также по возможности использования ресурсов для преодоления жизненных проблем . Большинство респондентов оценивают любовь как положительно окрашенное явление ; при этом на первое место среди наиболее значимых видов любви выходит любовь к родителям и противоположному полу , а на одном из последних мест расположена любовь к будущей профессии . Юноши менее требовательны в своих притязаниях к любимому , нежели девушки , в чьих описаниях несколько больше качеств , которые они хотели бы видеть в любимом человеке .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=