Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 56 Е . П . Ильин полагает , что любовь – это интимная привязанность , обладающая большой силой , настолько большой , что утрата объекта этой привязанности кажется человеку невосполнимой , а его существование после этой утраты – бессмысленным . Именно поэтому быть привязанным ко всем людям невозможно [10, 328]. Именно это определение кажется нам одним из наиболее полных . В нашем исследовании под термином « старшеклассники » будет пониматься подрастающее поколение , достигшее юношеского возраста . В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности , период самоопределения , приобретения идейной и гражданской зрелости , формирования мировоззрения , морального сознания и самосознания [15, 473-474]. Именно в эту фазу жизни наиболее полно определяется отношение к будущей профессии , окружающим людям , природе и себе . Наиболее часто исследователи выделяют два этапа юношеского возраста : раннюю юность (15-18) и позднюю юность (18-23). Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития : период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации Общество , в свою очередь , ставит перед молодым человеком совершенно конкретную и жизненно важную задачу профессионального самоопределения , и таким образом создаётся характерная социальная ситуация развития . В 9 классе средней школы и ещё раз в 11- м классе школьник неминуемо попадает в ситуацию выбора – завершения или продолжения образования в одной из его конкретных форм , вступления в трудовую жизнь и т . п . Первая фаза вполне соответствует времени пребывания в старших классах , в то время как вторая связана либо с продолжением обучения , либо с началом профессиональной карьеры . Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей , несмотря на то , что ведущей деятельностью в этом периоде является учебно - профессиональная . В старших классах происходят изменения в ориентации на предпочитаемые места общения , наряду с ориентацией преимущественно на общение дома и в школе , происходит дальнейшее освоение социального пространства ( улиц , центра города ) [20]. Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется следующими характеристиками : многообразием переживаемых чувств ; большей , чем у подростков , устойчивостью эмоций ; способностью к сопереживанию ; проявлением чувства любви ; развитием эстетических чувств [10]. Исследуя представления старшеклассников о любви , стоит учитывать , что юноши и девушки склонны к формированию широких философских обобщений , к теоретизированию и выдвижению гипотез , часто на ограниченном фактическом основании , без знания предпосылок [20, 272]. Именно эта черта , на наш взгляд , является предпосылкой того , что часто в этом возрасте влюблённость принимается за любовь , так как опыта в сфере межличностных отношений ещё недостаточно . Сложившиеся в представления о любви , дружбе и других явлениях в течение жизни становятся бессознательными , с помощью них строится вся модель жизненного пути , но они перестают быть теми компонентами , которые нуждаются в обдумывании и изменении , даже некорректно сложившиеся образы кажутся единственно верными . Именно поэтому столь важно понимать механизм осознания и стараться , начиная с юношеского возраста , как можно чаще возвращаться к своим устойчивым представлениям , чтобы иметь возможность сличения их с действительностью . Более полное осознание феномена любви возможно путём интериоризации ( присвоения ) представлений во внутрипсихический мир . С целью изучения представлений о любви у старшеклассников и их осознания благодаря психологической помощи было проведено исследование в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=