Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 54 УДК 159.923.2 В . А . Смарышева ( Санкт - Петербург , ЧОУ ВПО « ВЕИП ») e-mail: atybrc1989@rambler.ru ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В статье рассматриваются особенности представлений о любви школьников старших классов общеобразовательной школы . Изучение данных представлений может быть основанием для создания программы психологической помощи в плане построения жизненного пути . В качестве теоретико - методологической основы к исследованию используются экзистенциально - гуманистический подход и концепция индивидуальности Б . Г . Ананьева . Ключевые слова : экзистенциально - гуманистический , осознание , представления , интериоризация , экстериоризация Экзистенциальные концепции философско - психологической мысли сформировали основу гуманистически ориентированной психологической традиции в изучении Я - концепции личности , показав , что человек выбирает определённый образ жизни , выстраивает собственную систему ценностей и представление о себе в незавершенном мире , среди множества ценностных систем [1]. Более того , в начале жизненного пути происходит формирование представлений о любви , будь то любовь к природе , к профессии , любимому , к животным или к Богу . И именно в соответствии со сложившимися взглядами на это чувство человек выстраивает свой жизнённый путь , вступает в любовные и дружеские отношения , а также организует свою профессиональную деятельность . Теоретический анализ литературы показал , что осознание представлений о любви занимает важную позицию в развитии юношей и девушек , в связи с тем , что эмоциональная сфера начинает характеризоваться проявлением чувства любви , а одной задач данной возрастной группы выступает установление более зрелых межличностных отношений ; Многие психологи обращаются к исследованию любви , и первой задачей является определение этого многогранного явления . Частотные словари современных языков свидетельствуют , что это одно из самых употребительных слов [7, 110-111]. Вообще , слово « любовь », как и многие другие слова ( например , « чувство »), используется очень широко и не всегда в одном и том же смысле . Б . Марнстейн пишет в связи с этим , что любовь схожа с Австро - Венгерской империей , так как под одной « шапкой » собрано множество достаточно трудно совместимых когнитивных , эмоциональных и поведенческих явлений [10, 327]. Очень интересен факт , что в Британской энциклопедии 1935 года три страницы уделяется термину « атом » и одиннадцать страниц – термину « любовь ». Однако издание 1966 года той же энциклопедии демонстрирует нарушение равновесия : тринадцать страниц щедро отводится термину « атом » и лишь одна страница остаётся на долю « любви » [6, 27-28]. Такие данные заставляют задуматься . Вряд ли будет справедливо , что данное понятие , воспетое множеством поэтов , заслуживает меньшего внимания . Имеющиеся определения понятия « любовь » очень разнообразны , каждое из них характеризует взгляды отдельного автора или научной школы , состояние эпохи .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=