Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 5 практической значимости , но и со стороны их сущности , всеобщей и объективной природы . Приобретая знания , человек формирует всеобщий интерес к миру . Он узнает , что существуют различные способы мировосприятия , отношения к миру , что его взгляд на мир не является лучшим и единственно необходимым . Этим он отдаляет себя от себя самого и приходит к различению существенного и несущественного , объективного и субъективного , общего и частного . Смысл практического ( этического ) образования состоит в том , чтобы , удовлетворяя свои естественные потребности , человек проявлял благоразумие и соблюдал ту меру , которая продиктована необходимостью самосохранения . Для этого он , во - первых , должен быть способен выйти из естественного состояния , быть свободным от него ( уметь , например , скрывать свое недовольство , сдерживать свой гнев , не терять терпения и самообладания ); во - вторых , он должен быть способен ограничивать себя ( не растрачивать по пустякам свои физические и духовные силы , быть готовым принести свои частные интересы в жертву более высоким обязанностям ). Все эти нормы должны закрепиться на уровне нравственного сознания и получить свою санкцию в соответствующем этическом знании . Образованный человек – это человек , углубленный в свое призвание . Он всецело предан своему делу и как бы забывает себя в нем . Человек необразованный , напротив , проявляет больше интереса к самому себе , чем к делу . В этом смысле необразован тот , у кого изначально отсутствует и не развивается способность к абстрагированию , кто не может отвлечься от самого себя и взглянуть со стороны на то общее , тот образ и образец , которые определяют его индивидуальную природу . Этическое образование органично связано с нравственным воспитанием . Между образованием и воспитанием возможны следующие формы соотношения : противопоставление , соподчинение и тождество . Позиция противопоставления определяется моралистическим взглядом на образование . С этой точки зрения образование обычно рассматривается как развитие ума ( познавательных способностей человека ), обучение наукам , приобретение знаний . Воспитание же – как развитие « сердца », « культура души », обучение нравственным и духовным основам жизни . Образованный человек при этом не обязательно является воспитанным , и наоборот – воспитанный человек не всегда бывает образованным . Более того , образование нередко приобретается в ущерб духовности : интеллект , рассудочность притупляют остроту чувств , заглушают отзывчивость сердца . Причина данного противопоставления кроется в противоречии между наукой и нравственностью , знанием и добродетелью , познанием мира и самопознанием человека . Римский философ Сенека уже в I в . н . э . отчетливо выразил суть этого противоречия : « Ты умеешь измерить круг , называешь расстояния между звездами . Но если ты такой знаток , измерь человеческую душу . Скажи , велика она или ничтожна ? Ты знаешь , какая из линий прямая ; для чего тебе это , если в жизни ты не знаешь прямого пути ?» Смысл противопоставления образования воспитанию заключается в том , чтобы указать на несоответствие между качеством усвоения научных знаний и нравственных принципов , на отставание нравственной культуры от научного прогресса . Отсюда – моралистический пафос противопоставления критики научного образования культу нравственного воспитания . Однако уже самый элементарный педагогический опыт показывает непродуктивность и абстрактность противопоставления образования воспитанию .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=