Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 46 • креативность , • продуктивное мышление , • способность к выдвижению нестандартных идей и новых способов решений , • продуктивное выполнение деятельности , • ориентация на творческий продукт , • творческое преобразование действительности , • инновационные результаты деятельности и др . Критерию « познавательная мотивация » соответствуют следующие показатели : • ранняя и необычная увлеченность чем то ; • интерес к универсальному и общему ; • повышенная потребность в умственной нагрузке ; • ярко выраженный интерес к каким - то занятиям или сферам деятельности ; • ситуативно нестимулируемая продуктивная деятельность ; • повышенная познавательная потребность , которая проявляется в широкой « ненасытной » любознательности и исследовательском поведении . К социально - личностному критерию можно соотнести следующие показатели : • социальная компетентность ; адаптируемость ; • социальный интеллект ( сочетание умственных способностей и социальные навыки взаимодействия с другими людьми ); • настойчивость в достижении самостоятельно поставленной цели ; • эмоционально - волевые и личностные характеристики субъекта и т . д . • Исходя из выделенных критериев и признаков умственной одаренности , мы отобрали соответствующие им диагностические методики , которые вошли в нашу программу ( таблица 1). Таблица 1. Критериальный аппарат и диагностический инструментарий для выявления признаков одаренности у детей Критерии Показатели признаков одаренности Диагностический инструментарий Психофизиологи ческие свойства - Свойства высшей нервной деятельности ( сила нервной системы , уравновешенность и подвижность нервных процессов и др .) как предпосылка способностей и одаренности ; - успешность выполнения деятельности ; - умственная работоспособность ; - активность ; - саморегуляция . 1) Изучение продуктов деятельности . 2) Наблюдение . 3) Методика экспресс - диагностики свойств ВНД .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=