Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 44 физического и психосоциального развития . Нужно постараться охватить широкий диапазон способностей ребенка . Нужно также иметь в виду и качественную сторону оценки одаренности , так как она имеет непосредственное отношение к комплексному изучению ребенка . 2. Только длительное исследование может быть объективным . В связи с этим мы предлагаем использовать не традиционную статическую диагностическую программу , используемую обычно для проведения констатирующего вреда , а динамическую , основанную на лонгитюдном исследовании признаков одаренности у детей , позволяющую отслеживать изменения изучаемых параметров во времени , по годам . 3. Для диагностики одаренности у детей целесообразно использовать не только традиционные методы ( тесты ), но и игровые методы , рисуночные методики и др . С этой целью диагностику детей можно проводить в процессе организации психотренинга , групповых упражнений и т . д . В процессе неформального , игрового общения можно обнаружить психологические барьеры , возникающие у детей при обычном тестировании , и устранить их . В процессе использования сюжетно - ролевых игр нивелируется влияние стрессовых ситуаций , связанных с тестированием , что способствует лучшему проявлению творческих возможностей ребенка . Например , ребенок , впервые посетивший комнату психолога , будет находиться в естественной для него стрессовой ситуации . Этот стресс , несомненно , может отразиться на результатах тестирования . Поэтому нужно учитывать , что встреча с незнакомыми взрослыми ( психолог , педагог ) является для ребенка стрессом . Кроме упомянутых современных методов ( игровых и рисуночных ) мы особое внимание при диагностике одаренности уделяем психологическому наблюдению за одаренными детьми в естественных для них условиях . Н . С . Лейтес справедливо отмечает : « К сожалению , некоторым кажется : чтобы стать психологом и начать работать , например , с одаренными детьми , достаточно узнать побольше методик ( тестов , опросников ) и математические процедуры их обработки . Но подлинному психологу – исследователю и психологу - практику прежде всего следует развивать у себя одно из важнейших профессиональных качеств – наблюдательность и овладевать биографическим ( лонгитюдным ) методом сбора материалов , позволяющим приблизиться к пониманию самого хода развития . Это то , без чего нельзя представить себе перспективного детского психолога » [4]. Мы полностью разделяем данное мнение . 4. Необходимо ориентироваться на выявление потенциальных возможностей ребенка . При диагностике признаков одаренности нужно ориентироваться не только на зону актуального развития ребенка , но и на зону его ближайшего развития . 5. В оценке одаренности ребенка должны участвовать разные специалисты . Помимо психологов целесообразно привлекать к данному процессу физиологов , педагогов , родителей и др . Проектируемая нами экспериментальная программа предусматривает не только осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых способов диагностики одаренности , но и внедрение новых технологий обучения и воспитания , развитие системы работы с одаренными детьми , повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров , работающих с одаренными детьми и др . Проведенный нами обзор психологической и педагогической литературы по проблеме одаренности показал , что относительно этого явления существуют множество теорий и концепций , которые отражают разные ее грани и уровни . Анализ существующих мнений позволил нам сделать вывод о том , что одаренность есть сложное синтетическое образование , в структуру которого входят когнитивные ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=