Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 43 решает определенные задачи [1, 400]. По мнению Л . С . Выготского , ориентация на зону ближайшего развития существенно влияет на динамику интеллектуального развития и успешности обучения [1, 247]. По мнению автора , только в сотрудничестве и через подражание ребенок может достичь зоны своего ближайшего развития , которая носит строго индивидуальный характер и зависит от состояния его развития и интеллектуальных возможностей . Таким образом , положения , сформулированные в культурно - историческом подходе , по нашему мнению , являются основополагающими при обосновании психологических условий развития одаренности детей . Гуманистическая психология рассматривает три пути раскрытия потенциальных возможностей индивида , самоактуализации личности : во - первых , развитие творческих возможностей человека , во - вторых , осуществление способности к аутентическому существованию , и , наконец , формировании способности к личностному росту . Все три пути самоактуализации напрямую связаны с развитием творческих способностей индивида ( А . Маслоу , К . Роджерс ). Основные условия , необходимые для стимуляции творческости , – психологическая безопасность , принятие , эмпатичное понимание и свобода от оценок , а также климат психологической свободы : атмосфера дозволенности ; открытости , игры и спонтанности [6]. Современные теории одаренности носят комплексный характер и рассматривают одаренность с позиции целостной личности . получившей широкую известность модели одаренности Дж . Рензулли основными признаками одаренности являются интеллектуальные способности , креативность и мотивация [5]. Согласно исследованиям К . Хеллер и его сотрудников , которые разработали многофакторную модель одаренности , одаренность включает в себя индивидуальный , когнитивный , мотивационный и социальный потенциал , позволяющий достигать высоких результатов в одной ( или более ) из следующих областей : интеллект , творчество , социальная компетентность , художественные возможности , психомоторные возможности [8, 31]. Н . Б . Шумакова аналогично Дж . Рензулли считает , что умственная одаренность проявляется в высоком уровне общего умственного развития и творческих возможностей , в восприимчивости к учению во многих областях знаний [9, 27]. Она на основе анализа существующих теорий и концепции одаренности выделяет следующие общие характеристики , присущие умственно одаренным детям : повышенная познавательная потребность , которая проявляется в широкой « ненасытной » любознательности и исследовательском поведении ; повышенная потребность в умственной нагрузке ; интерес к универсальному и общему , абстрактным идеям и теориям , не только к прошлому и настоящему , но и к будущему ; ярко выраженный интерес к каким - то занятиям или сферам деятельности , необычная увлеченность чем - то ; настойчивость в достижении самостоятельно поставленной цели ; высокий уровень обобщения и абстрактно - логического мышления ; способность к выдвижению нестандартных идей и новых способов решений ; самостоятельность мышления и способов действия – стремление все делать по своему [9, 34]. Таким образом , можно сделать вывод , что одаренность есть сложное синтетическое образование , в структуру которого входят когнитивные , креативные , личностные составляющие , во многом обусловленные факторами окружающей среды . Исходя из этого , в ходе диагностики одаренности мы придерживаемся следующих принципов [7]: 1. Оценка одаренности ребенка должна быть комплексной и всесторонне охватывать различные проявления одаренности . Кроме уровня развития интеллектуальных способностей , необходимо изучение творческих способностей ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=