Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 42 5. Разработать структуру и содержание инновационной диагностической программы , позволяющей выявлять детей с признаками одаренности и отслеживать динамику их развития по годам . 6. Провести компьютеризацию диагностических методик , позволяющую более оперативно и экономически обоснованно использовать разработанную инновационную диагностическую динамическую программу при работе с большими по численности ( или удаленными по месту расположения ) группами обследуемых . 7. Разработать принципы и технологию проведения диагностического обследования детей на предмет выявления признаков одаренности . 8. Апробировать на практике разработанную инновационную компьютеризированную динамическую диагностическую систему ; определить показатели ее эффективности ; при необходимости провести доработку / корректировку программы . 9. Выявить своеобразие одаренности детей ( в том числе в гендерном аспекте ) на основе данных об уровне развития изучаемых компонентов одаренности и ее динамики . 10. Сформулировать диагностические выводы и рекомендации по итогам исследования . 11. Отразить в публикациях полученные результаты . 4. Теоретико - методологические и методические основы программы . При изучении признаков умственной одаренности детей мы исходили из принципов , сформулированных в гуманистической психологии и культурно - историческом подходе к изучению психики . Теоретико - методологическую основу нашего исследования составляют работы классиков советско - российской психологии ( Л . С . Выготский , А . Н . Леонтьев , С . Л . Рубинштейн , Б . М . Теплов ), синтетический ( образовательный ) подход к одаренности ( Дж . Рензулли , Н . Б . Шумакова , Е . И . Щебланова , В . С . Юркевич , Дж . Фримен , К . А . Хеллер и др .) и положения , разработанные в русле гуманистической психологии ( А . Маслоу , К . Роджерс и др .). Согласно сторонникам культурно - исторического подхода ( Л . С . Выготский , Д . Б . Эльконин , А . В . Запорожец и др .) дошкольный и младший школьный возраст являются оптимальными в плане выявления признаков одаренности в силу основных новообразованиях , свойственных эпохе детства . Основными новообразованиями младшего школьного возраста является отвлеченное словесно - логическое и рассуждающее мышление [1; 2; 10]. Формирование словесно - логического мышления влияет на другие познавательные процессы детей и как следствие «... память в этом возрасте становится мыслящей а восприятие – думающим » [10, 56]. Такое преобразование познавательных процессов становится предпосылкой для последующего осваивания детьми научных понятий и оперирования ими [10, 56], что , в свою очередь , является благоприятным условием для развития умственной одаренности . Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им , что становится важным качеством личности ребенка [10, 56]. Осмысленность переживаний и потеря непосредственности являются другими важными новообразованиями данного возраста . Идея зоны ближайшего развития является следующим важным положением в процессе обучения детей с признаками умственной одаренности . Л . С . Выготский определяет зону ближайшего развития ребенка как расстояние между уровнем его актуального развития , которая определяется с помощью самостоятельно решаемых ребенком задач , и уровнем возможного развития , которая проявляется в том , что ребенок с помощью взрослых или в сотрудничестве с более умными сотоварищами

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=