Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 4 ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ УДК 37.017.93 Е . Д . Мелешко ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого »), В . Н . Назаров ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого »). Тел . (4872) 35-74-37, e-mail: phileo@tspu.tula.ru Понятие и смысл этического образования Идея образования проистекает из двойственности человеческой природы . С одной стороны , человек – природное существо . Как таковое , он ведет себя сообразно своей животной индивидуальности . С другой стороны , человек – существо духовное и разумное . И в этом отношении он , по словам Гегеля , не бывает от природы тем , чем он должен быть . Животное не нуждается в образовании , потому что оно от природы есть то , чем оно должно быть . Человек же должен согласовать две стороны своей природы : привести свою единичность , индивидуальность в соответствие со своей разумностью и духовной всеобщностью , сделать эту всеобщность господствующей над индивидуальностью . « Необразованным » можно назвать человека , в котором индивидуальное начало господствует над всеобщим . Смысл обучения и воспитания состоит как раз в том , чтобы снять или , по крайней мере , ослабить это господство индивидуального начала . Приобретая знания , человек учится смотреть на мир с всеобщей , духовной точки зрения . Получая воспитание , человек учится владеть собой , сдерживать проявление своей эгоистической натуры , учитывать интересы других , преследовать общие цели и т . п . Все это – выражение духовного , разумного стремления ко всеобщему . Сущность образования и заключается в этом подъеме человека ко всеобщему . Получить образование – значит сделать себя во всех отношениях духовным существом , избавиться от диктата своей природной индивидуальности . Характерно , что само слово « образование » хорошо передает этот смысл подъема ко всеобщему . « Образование » означает образовывание , развертывающее формирование , соотносимое и соизмеряемое с неким « образом », « образцом » или идеальным « про - образом ». Образование – это руководство к преобразованию всего человека в его существе , пробуждение в нем духовного начала , его духовное преображение . Образовать – значит создать новый образ человека . Слово « образ » удивительным образом совмещает в себе одновременно значения отображения ( слепка ) и образца . И образ , и образец , и прообраз выражают собой определенную ступень всеобщности , на которую восходит индивидуальное качество . Именно в этом смысле образование и есть подъем духа ко всеобщему . Существуют два основных пути приобщения ко всеобщему – теоретический и практический . В соответствии с этим можно говорить о теоретическом ( интеллектуальном ) и практическом ( этическом ) образовании . По словам Гегеля , в теоретическое образование входит , кроме многообразия знаний и всеобщности точек зрения , позволяющих судить о вещах , умение воспринимать объекты в их свободной самостоятельности , без субъективного интереса . Необразованный человек не идет дальше непосредственного созерцания . Его интерес к миру обусловлен только удовлетворением природных потребностей или личной выгодой . Образованность открывает творческий взгляд на мир . Человек становится способным судить о вещах не только со стороны их полезности ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=