Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 38 Важным считается формирование системы « социальных лифтов », позволяющих одаренным личностям из нижних слоев общества подниматься до такого положения в социуме , где их способности смогут принести наибольшую пользу , что достижимо лишь при условии скоординированных действий работников образовательной системы , государственных служащих , потенциальных работодателей . Целесообразным является раннее выявление детей с признаками умственной одаренности в дошкольном и младшем школьном возрасте , так как именно в это время отмечаются сензитивные периоды для развития умственных и других способностей [1]. Приоритетными в настоящее время также являются проблемы развития системы поиска одаренных детей , обеспечение их поддержки и сопровождения , выявления психологических условий развития умственной одаренности в разных возрастах . Еще одним немаловажным вопросом является дифференциация одаренных , создание для них специальных школ или классов . По нашему мнению , приоритетным в решении этого вопроса может стать нахождение путей оптимального развития умственной одаренности ребенка именно в общеобразовательной школе . От эффективности решения данных проблем напрямую зависит самореализация одаренных детей и приток в сферу научного производства людей , способных осуществить технологический прорыв . Анализ современной литературы по проблемам одаренности показывает , что в настоящее время научных психологических исследований в данной области проводится недостаточно . Имеющиеся работы в основном носят констатирующий характер . Формирующие эксперименты исследователями уже давно не проводились . Между тем , именно сочетание констатирующего и формирующего эксперимента может быть оптимальным и плодотворным в исследовании и развитии одаренности . Относительно раннего акцентирования внимания на развитии выявленных признаков одаренности мнения также не однозначны . Среди ученых - психологов существует мнение , что ранняя специализация на углубленном обучении детей с признаками одаренности ( будь то математический класс , или филологический и пр .) чревата опасностями , так как делает мышление ребенка узкоспецифическим . Между тем , классиками советско - российской психологии именно младший школьный возраст считается сензитивным для многоаспектного развития интеллекта детей . Таким образом , мы можем констатировать , что в настоящее время существуют следующие противоречия , обнаруживающиеся при выявлении и развитии одаренности детей : 1. между необходимостью , важностью , полезностью раннего выявления признаков детской одаренности и существующим мнением относительно « опасности » ранней специализации способностей ребенка ; 2. между актуальной тенденцией к выявлению одаренных детей и талантливой молодежи и относительно слабой научной проработанностью этих проблем с позиции современных научных исследований ; 3. между необходимостью создания специальных школ для одаренных детей и все увеличивающийся тенденцией к инклюзивному образованию , сопряженному с реализацией индивидуальных образовательных маршрутов . Выделенные нами противоречия обусловливают важность обращения к проблеме совершенствования диагностических методов и разработки инновационной компьютеризированной динамической диагностической системы , позволяющей оперативно , с высокими показателями надежности , валидности , достоверности , выявлять детей с признаками одаренности и в дальнейшем , основываясь на полученных диагностических данных , создавать для них благоприятные психологические условия , обеспечивающие их успешное развитие не только в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=