Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 30 снятие потребности в самореализации ( разрешение ). Это и есть , по А . А . Идинову , механизм развертывания сущностных сил личности . Результатом самореализации является самоутверждение . Потребность в самореализации на время удовлетворяется , затем с течением времени происходит становление новой потребности в самореализации , которая снова проходит через актуализацию , развертывание и разрешение ( снятие ) и т . д . Поэтому , процесс самореализации бесконечен [7]. Почти все отечественные ученые рассматривают механизмы самореализации личности в качестве собственно самоосуществления личностью своих сил так или иначе выделяют самодеятельность : проективность в совокупности с рефлексивностью ( М . А . Недашковская ), включает в себя все компоненты деятельностного аспекта от целеполагания до коррекции результатов ; развертывание актуализированной потребности ( А . А . Идинов ) есть не что иное , как самодеятельность или же самотворчество ; разрешение внешних противоречий в духовно - практической деятельности ( Г . И . Волынка ), материализация идеальной цели в реальную действительность ( В . И . Муляр ) осуществляется в процессе самодеятельности ; превращение деятельности в самодеятельность ( А . Я . Голубчиков ), самодеятельность или собственно самореализация личности ( И . Ф . Исаев ), в процессе которой происходит материализация личности учителя , ее знаний , умений , навыков . Специальное обучение является наиболее важным направлением в плане развития потребности в самоактуализации , т . к . если психология объясняет законы развития психики человека , то педагогика выстраивает конкретные теории о том , как целенаправленно можно руководить развитием человеческой личности . Поэтому необходимо исследование и педагогических аспектов самоактуализации личности . Проблема самоактуализации личности педагогической наукой рассматривается в контексте профессионального самосовершенствования , самоопределения , самореализации . Педагогический аспект рассмотрения феномена самоактуализации подразумевает осуществление целенаправленной деятельности по обеспечению условий для адекватного , осознанного и активного познания и проявления себя как личности на всех уровнях образовательной системы . И в этом плане привлекает внимание ряд работ , где говорится о самоактуализации ( самореализации ) личности учащихся , студентов и учителей [8]. Е . И . Горячева описывается опыт реализации идеи самоактуализации личности в педагогической практике на примере работы с подростками . Самоактуализацию она понимает как часть самореализации личности , отражающую мотивационный и ценностно - смысловой аспект , который предшествует или сопутствует предметно - деятельной активности подростка . Автор доказывает , что в подростковом возрасте основополагающей характеристикой самоактуализации является стремление познать и понять себя для того , чтобы реализовать свои возможности в познании , творчестве , общении , выборе смысложизненных ориентаций [9]. Локальное исследование процесса самоактуализации современных подростков и юношей в определении взросления проведено И . П . Шаховой . На основании результатов исследования автор делает вывод , что достаточно четко прослеживается различие характера и направленности самоактуализацииподростков в зависимости « от конкретно - исторических условий функционирования общества , их в обществе и особенностей организации жизнедеятельности этой возрастной группы ». На основании этого вывода И . П . Шахова отмечает , что « каждое поколение обладает своей структурой самоактуализации личности , на формирование которой влияет структура общества , где определенная роль отводится требованиям , предъявляемым обществом к личности » [10].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=