Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 29 личности и идеей личностного саморазвития , которая первоначально нашла свое отражение в работах Л . С . Выготского , Б . Г . Ананьева , А . Н . Леонтьева , Б . Д . Парыгина , К . К . Платонова , С . Л . Рубинштейна , Б . Д . Теплова , В . А . Адова и др . Позднее - в исследованиях их учеников и последователей , в связи с дальнейшей разработкой концепции личности , раскрывающей зависимость человека от меры его собственной активности ( К . А . Абульханова - Славская , Л . И . Анцыферова , Т . И . Артемьева , Д . А . Леонтьев , Е . Б . Лисовская , B.C. Мерлин и др .). В исследованиях многих современных ученых предпринята попытка дифференцировать понятия синонимические понятию « самоактуализация »: - « самоутверждение » рассматривают в качестве стремления человека к самоосуществлению , к реализации себя в объективном мире , когда « Я » личности получает признание со стороны общества ; - « самовыражение » определяется как активность субъекта , направленная на самореализацию , но при этом потребность в самореализации не подкреплена соответствующей способностью ; - под « самораскрытием » понимается представление другим людям личной информации о себе , использование человеком различных стратегий и тактик поведения для того , чтобы произвести определенное впечатление на окружающих ; - « самосовершенствование » – стремление человека к саморазвитию и обогащению своих внутренних сил с целью дальнейшей самореализации на более высоком уровне . Когда такое саморазвитие выступает в качестве самоцели , человек имеет дело со специфической деятельностью , направленной на самого себя , или « самодеятельностью ». Исследуя механизмы самореализации на основе культурологического подхода , М . А . Недашковская выделяет для характеристики структуры самореализации специфический комплекс личностных функций , которые должны удовлетворять взаимосвязанным качествам проективности и рефлексивности . Проективность включает в себя целесозидание , поиск средств достижения цели , коррекцию . Рефлексивность включает рефлексию относительно внешнего ( динамическое отражение объективной реальности ) и рефлексию относительно внутреннего ( самоуглубление ). Единство проективности и рефлексивности представляет собой функциональный комплекс , в который входят когнитивные образования ( самосознание , самопознание , самоопределение ), факторы управленческого характера ( самооценка , самоконтроль , саморегуляция ) и интегративные процессы сознательного становления личности субъектом социально - значимой деятельности ( самоактуализация , самовоспитание и саморазвитие ). « Персонально локализуемые механизмы самореализации выступают одновременно как ее необходимые условия и структурные элементы , дополняющие , развивающие друг друга звенья единого процесса развертывания и воплощения сущности сил человека » [6]. Вариативный подход к пониманию механизма самореализации личности предлагает А . А . Идинов . В процессе самореализации он выделяет этапы : актуализация , развертывание , разрешение . В процессе самореализации происходит становление индивида , его социализация и индивидуализация , возникновение у него потребности в самореализации внутренних сил и интереса как основного мотива . Движущей силой процесса самореализации выступает свободная воля . Поэтому , по мнению А . А . Идинова , социализация , индивидуализация , потребность , цель , интерес , воля являются структурными компонентами 1- ой стадии процесса самореализации – актуализации . Далее идет стадия развертывания актуализированной потребности . К структурным элементам этой стадии автор относит процессы самопознания , самоцели , самомодели , самовыбора , самоконтроля и самоанализа . В процессе развертывания происходит

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=