Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 28 Еще одним ярким представителем гуманистической психологии , обращавшимся к проблемам самоактуализации , является Р . Ассаджоли . Под самоактуализацией Р . Ассаджоли понимает оживление , проявление и самоосуществление скрытых возможностей человека , рассматривая ее как один из видов самореализации , означающий самоосуществление . Он выделяет и другой вид самореализации , направленный на постижение себя , переживание и осознание себя как синтезирующего центра , – самопостижение [5]. В своих рассуждениях о развитии человеческой личности Р . Ассаджоли идет дальше К . Роджерса , делая установку на подлинно духовное развитие человека . Поэтому в рамках концепции психосинтеза он говорит о том , что самоактуализация – это только первый этап развития личности . На этом этапе осуществляется интеграция индивида вокруг личностной самости . Индивид начинает лучше понимать себя , избавляется от излишних психологических защит . И только после этого становится возможен второй этап – осуществление синтеза личностного « эго » и высшей Самости . Первый этап ( или самоактуализацию ) в концепции психосинтеза Р . Ассаджоли называет « личностный психосинтез », а следующий за ним этап - « духовный психосинтез ». Автор подчеркивает , что человек не сможет подойти к духовному психосинтезу без первого этапа – самоактуализации ( личностного психосинтеза ), необходимой для личностного роста . Фактически , в трактовке Р . Ассаджоли самоактуализация является всего лишь ступенью , по достижении которой начинается подлинно духовное развитие человека . Эта позиция находит свою аналогию у А . Маслоу , отмечавшего в конце жизни , что гуманистическая психология является только переходной формой психологии , готовящейся стать трансчеловеческой . Отталкиваясь от основ трансцедентности бытия , А . Маслоу сделал вывод о существовании потребностей , которые выходят за рамки самореализации - трансперсональных потребностях , сосредоточенных вокруг космоса , религии , бытия . Анализируя работы зарубежных исследователей по проблеме самоактуализации личности , можно сделать следующие выводы : - самоактуализация присуща лишь психологически здоровым людям , - самоактуализация – это врожденная , изначально свойственная человеку тенденция к саморазвитию , - самоактуализация – это основополагающее свойство зрелой личности , стремящейся к полноценной реализации собственного потенциала , - показатели самоактуализации личности отражают всю полноту и богатство ее развития , заложенные потенции , развитие таких качеств как автономность личности , способность к личностному и профессиональному самоопределению и др . В отечественной психологической науке разработано много идей и теорий , позволяющих понять сущность и механизм самоактуализации личности . Методологической основой для объяснения самоактуализации личности выступает деятельностный подход , позволяющий рассматривать этот процесс с точки зрения формирующей предметной деятельности . Объяснение сущности синонимического понятия самореализации дается через характеристику основных принципов деятельностного подхода : интериоризация – экстериоризация , рассматриваемые в качестве механизма усвоения общественно - исторического опыта , и детерминизм , представляющего собой преломление внешнего опыта через внутреннее осознание . На основе интериоризации внешней социальной деятельности происходит преобразование внутренней структуры личности . В отечественной науке общая концепция исследования самоактуализации личности также связана со структурно - генетическим подходом к исследованию

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=