Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 24 Энгельгард допускает , помимо вышеназванного еще и четвертое : упорядоченность частей , детерминированность их пространственного и функционального взаимоотношения . Функциональная активность подсистемы восприятия и переработки информации определяется рядом ведущих звеньев , обычно включающих : 1) поиск информативных данных , осуществляемый человеком как осознанно активно и целенаправленно , так и пассивно , подсознательно ; 2) восприятие , анализ и синтез полученной информации , происходящие в различной степени на всех уровнях в центральной нервной системе ; 3) хранение информации ; 4) использование информации . Чем меньше у человека объем информации по какому - либо вопросу , тем больше вероятность того , что в случае необходимости решения этого вопроса в ограниченное время произойдет нарушение адаптированного состояния и развитие нервно - психического расстройства . А . Р . Лурия отмечает , что « высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах , а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон , каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных , иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга ». В этом проявляется функциональный принцип выборочной мобилизации отдельных мозговых структур , которые вовлекаются в функциональную систему « только в меру их содействия получению запрограммированного результата » ( Анохин П . К .) [4]. Современная теория мультифункциональности структур предполагает участие тех или иных структур мозга в реализации не одного , а многих видов деятельности . Акцент может быть сделан на разных характеристиках системы : — наличие элементов — наличие связи , отношений между элементами — наличие особого свойства , функции системы , не сводящегося к свойствам отдельных элементов . В связи с тем , что одна и та же система может рассматриваться с различных точек зрения , системный подход предполагает выделение определенного системообразующего параметра , т . е . свойства , обусловливающее поиск совокупности элементов системы , сеть связей и отношений между ними , ее структуру . Важно отметить , что то системный подход должен так же учитывать связи и отношения рассматриваемой системы с окружением , средой в которой она существует . Таким образом , следует учитывать , что каждая система выступает подсистемой иной , большей системы , и , наоборот , выделять в ней меньшие подсистемы , которые в другом случае могут рассматриваться как системы . Системный подход к изучению Я - концепции можно представить следующими основными характеристиками и этапами : Со структурно - логической стороны 1. Я - концепция представляется в общем ( абстрактном , схематизированном ) виде , в целом , включая ближайшие важнейшие внешние связи . Выдвигаются некоторые предположения ( гипотезы ) об ее отдельных свойствах ( элементах ). 2. Проводится анализ этих свойств ( элементов ) Я - концепции , конкретных связей и отношений , с учетом всех других возможных взаимодействий . С генетической , исторической стороны .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=