Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 22 В . С . Агапов обращает внимание на то , что данное направление подвело исследователей к пониманию : во - первых , структуры личности , в которой одним из системообразующих компонентов выделялось самосознание ; во - вторых , процесса познания себя в качестве объекта и субъекта деятельности , что определило структурные элементы самосознания ; в - третьих , социально - психологического и психофизиологического аспектов самосознания [2]. В эмпирическом направлении отражена противоречивость методологических позиций в исследовании Я - концепции . Здесь признается субъективное состояние сознания личности как базисное положение . Главным методом исследования внутреннего мира субъекта является интроспекция , как условие психологического познания не только себя , но и других людей . Для эмпирического направления свойственно утверждение специфичности психических явлений в силу их независимости от явлений физиологического и физического ряда . В этом направлении не уделялось внимания объективным методам исследования Я - концепции . Изучение теории Я в религиозно - психологическом направлении осуществлялось в идеалистически - религиозном ключе . При этом исходным положением выступало понимание особенностей русского мировоззрения . В . С . Агапов выделяет основные характеристики исследований Я - концепции в отечественной психологии . Во - первых , это включение широкого круга взаимодействующих с психологией научных дисциплин , открывая путь к более комплексному рассмотрению феномена Я - концепции . Во вторых , трудности в сопоставлении накапливаемых эмпирических данных исследования Я личности , в силу разноплановости и методологической несовместимости рассмотренных выше направлений . В - третьих , попытка решения проблемы Я - концепции основывалась на единстве теории , эксперимента и практики . М . Я . Басов , В . М . Бехтерев , А . Ф . Лазурский , В . Н . Мясищев и С . Л . Франк для изучения Я - концепции разработали фундаментальные идеи теории отношений [3]. В соответствии с современной методологией изучения феномена Я целесообразно подходить с позиции системного подхода . Основным понятием системного подхода выступает система . Под системой понимают определенный материальный или идеальный объект , рассматриваемый как сложное целостное образование . Один из основоположников общей теории систем Л . Берталафи , определял систему как комплекс взаимодействующих элементов . Он предложил концепцию « общей теории систем » [4]. Р . Акофф и Ф . Эмери определяют систему как « множество взаимосвязанных элементов , каждый из которых связан прямо или косвенно с каждым другим элементом , а два любые подмножества этого множества не могут быть независимыми . Следовательно , система должна состоять по меньшей мере из двух элементов и связей между каждым из элементов и каким - нибудь другим элементом множества . Элементы системы образуют полностью связанное множество , которое невозможно разложить на несвязанные подмножества . Поэтому , хотя система может являться частью большей системы , ее нельзя разложить на независимые подсистемы ». А . И . Уёмов системой представлял любой объект , в котором имеют место какие - то свойства , находящиеся в некотором , заранее заданном отношении . П . К . Анохин ( исследователь биологических систем ) утверждает : системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов , у

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=