Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 20 внутреннее , сопричастное « тонким » материям , с другой - Я как что - то вполне осязаемое , данное в восприятии так , « как вещь может быть дана среди вещей » [7]. Противостояние двух взглядов на Я – Л . М . Веккера и С . Л . Рубинштейна – преодолевается , таким образом , трактовкой Я как особой идеи , которая имеет свой специфический знак . В нем совместны и неотделимы друг от друга две ипостаси . Ипостась спиритуального и материального . Понятие « Концепт » встречается еще в работах Платона . Он понимал под ним определенную идею . Беркли говорил о конкретных объектах , размещенных в уме человека , их свойствах , функциях , а так же способах их вербализации и формирования терминов . Используя метафору , Витгенштейн утверждал , что концепция включает в себя сложную сеть перекрывающихся и пересекающихся , как при прядении нитей . « Мы крутим волокна на волокно . И прочность заключаются не в том , что одно волокно проходит через всю его длину , но в том , что перекрываются многие волокна » [1]. Одним из достаточно развернутых определений Я - концепции , можно считать определение данное К . Роджерсом . Он утверждает , что Я - концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида , представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром , ценностных представлений , связанных с объектами и действиями , и представлений о целях или идеях , которые могут иметь позитивную или негативную направленность . Таким образом , это – сложная структурированная картина , существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая как собственно Я , так и отношения , в которые оно может вступать , а также позитивные и негативные ценности , связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я – в прошлом , настоящем и будущем . В определении Стейнса , Я - концепция формулируется как существующая в сознании индивида система представлений , образов и оценок , относящихся к самому индивиду . Она включает оценочные представления , возникающие в результате реакций индивида на самого себя , а также представления о том , как он выглядит в глазах других людей ; на основе последних формируются и представления о том , каким он хотел бы быть и как он должен себя вести . Р . Бернс определяет Я - концепцию достаточно кратко , но при этом емко . По его мнению , Я - концепция - это совокупность всех представителей индивида о себе , сопряженная с их оценкой [5]. В соответствии с основными положениями К . Роджерса сущность феноменалистической теории личностного Я , представляющей собой часть общей теории личности , заключается в том , что человек живот главным образом в своем индивидуальном и субъективном мире . Я - концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой , в особенности с социальной . К . Роджерс представляет Я - концепцию , как систему самовосприятий . Именно Я - концепция , а не некое реальное Я имеет определенное значение для личности и ее поведения . Как отмечали Снигг и Комбс , существование реального Я - это вопрос скорее философский , поскольку наблюдать его непосредственно невозможно . Я - концепция выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида . Я - концепцией предопределяется восприятие значений , приписываемых этому окружению . Вместе с Я - концепцией развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих , независимо от того , является ли данная потребность приобретенной или врожденной . Поскольку К . Роджерс склоняется к тому , что эта потребность возникает в процессе социализации индивида , ее , можно рассматривать и с точки зрения самоактуализации личности . Потребность в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=