Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 190 спонтанность вытекания и разбрызгивания красок контролируется некими подсознательными механизмами его творческой активности [1, 95]. В « живописи действия » удачно выразились принципиально новые тенденции в искусстве середины столетия , когда собственно на уровень результата художественного творчества ( картины ) стали поднимать и сам акт , процесс творчества . Она перенесла акцент с произведения искусства на действие по его созданию , которое ранее оставалось личным делом самого художника , а теперь возводилось на уровень почти сакрального действа . Картина начала рассматриваться как документальный фиксатор этого процесса , его материализованный след . Ее собственно художественно - эстетическая ценность перестала иметь достаточное значение , то есть стала сходить на нет . В результате чего начался процесс завершения станковизма в искусстве и выхода живописи на иные уровни . Чисто живописный дар самого Поллока , как и некоторых других представителей « живописи действия », еще оставил его работы на уровне станковых картин . Его чувство « внутренней необходимости » и при использовании дрип - техники вывело его работы за пределы только голых фиксаторов определенных акций художника . Во многих его огромных полотнах открываются какие - то самозамкнутые и самодостаточные художественные миры со своими пространственно - временными измерениями и богатой художественной семантикой , практически не зависящей уже от процесса создания картины [6]. Кроме Поллока метод « живописи действия » применяли Уильям де Кунинг , Сэм Фрэнсис , Роберт Мозеруэлл , Марк Тоби , в середине 50- х гг . его использовал и Роберт Раушенберг , который позднее стал одним из основателей поп - арта . К 1970- м годам абстрактный экспрессионизм как направление прекратил своё существование . Но в конце 1970- х уже в Германии художник Герхард Рихтер возвращает силу абстрактной живописи и создает собственный тип абстрактного неоэкспрессионизма . « Он многократно увеличивает в технике живописи сфотографированные микрофрагменты своих же абстрактных фактур , добиваясь особенного эффекта зримой акустики внутреннего пространства , который дает микроскоп . Техника рисования через микроскоп , известная со времен Кандинского здесь , благодаря промежуточному фотографированию , позволяет изобразить увеличенное зеркальное отражение , похожее на небесный мираж , на яркую пространственную галлюцинацию . Рихтер добивается от живописи впечатления имматериальной фотографической фактур , имитируя совершенно гладкую глянцевую поверхность . Он проходит поверх ярчайшими алыми , розовыми и синими полосами , но не так , как это делал в свое время Поллок , уничтожая фигуративный образ , а , наоборот , давая возможность прозреть через сверхчеловеческую интенсивность краски таким деталям , как лицо и ручки ребенка . Самодовлеющая сила цвета – основа живописной репрезентации – превращена в подобие оклада , который покрывает своим сиянием святыню , соединяется в свете с непредставимым » [1, 130]. Абстрактное искусство – есть некая реализация свободы . Это ярко продемонстрировал абстрактный экспрессионизм . « В 50- е – начале 60- х гг . художников , связанных с абстрактным искусством , живописцев , графиков , скульпторов становится все больше , они есть во всех крупных странах , там складываются « национальные школы ». После долгого перерыва сталинской диктатуры своя « школа » складывается в СССР . Абстракционизм стал символом политической и бытовой свободы , что породило тайные кружки абстракционистов в Советском Союзе » [4]. По отношению к искусству в СССР трудно говорить о каких - либо прямых аналогиях с западным искусством . « Различие визуальных и ментальных кодов разных национальных школ и традиций по - прежнему делают искусство каждой страны самобытным , однако близкими или даже общими для культур , разделенным

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=