Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 19 УДК 159.9.07 О . Б . Попова ( Кемерово , ГУЗ КО КОКПБ ) Тел .: 8 (913) 401-93-71, e-mail: rapsodiya9@gmail.com CИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В статье представлены основные направления в изучении Я - концепции . Рассматривается сущность системного подхода : понятие системы ( Берталафи Л ., Уёмов А . И ., Анохин П . К .), взгляд на систему с точки зрения концепции функциональных систем ( Анохин П . К .) и концепции структурно - функциональных систем ( Бехтерева П . Н .). Изложен современный взгляд на Я - концепцию в рамках системного подхода ( Агапов В . С ., Кон М . С ., Ольшанский В . Б ., Зелинченко А . И .). Представлены основные характеристики и этапы системного подхода в изучении Я - концепции . Ключевые слова : система , элемент , системный подход , Я , Я - концепция . Человеческое существо всегда интересовало понимание себя самого . Концепция «Self» представляет большой интерес для философов , религиозных мыслителей , политиков и в последнее время в историков и психологов . Существует мнение , что интерес к себе является фундаментальной потребностью человека . Например , Фромм рассматривал « Я », как « внутреннюю природу » или « сущность » человека . Хэйр рассматривал оценку себя , как самый глубокий человеческий мотив . « Я » может употребляться как местоимение , прилагательное и как предмет . Значения Я могут включать в себя указание на то , что речь идет решительно о конкретном человеке , а не о ком - либо другом . Слово может быть именем собственным или рефлексивным лицом местоимения . « Я » может быть тем , что человек представляет собой в действительности и по сути . Так же под Я можно понимать предмет последовательных стадий сознания или совокупность характеристик и особенностей , которые могут быть составляющими единого целого из различных противоречивых элементов личности в пределах человека . Подобного не было до 1674. Слово « Я » приняло свое более современное значение сознательной индивидуации , а не бессознательного слияние с миром . Можно перечислить ряд производных , которые появились в языке примерно в одно время : самодостаточный (1598), самопознание (1613), эгоистичный (1640), самость (1649), самообман (1677) и самосознанием (1687) [1]. В . А . Петровский определяет Я как индивида в саморефлексии . Он пишет : « Сознание теоретиков , определяющих Я , расколото надвое . Я – как живой чувственный индивид ( нечто объективно сущее , наблюдаемое извне , данное человеку как вещь среди вещей ). И – « ментальное Я ». Идея маргинальности Я , представленности Я живым знаком , на мой взгляд , снимает эту оппозицию ». После выхода замечательной во многих отношениях книги Л . М . Веккера « Психика и реальность », мы столкнулись с полярными точками зрения на природу Я , высказанными двумя выдающимися теоретиками . Первым таким теоретиком В . А . Петровский называет самого Л . М . Веккера . Л . М . Виккер , говоря о Я , ассоциировал это понятие с понятием « психического субъекта », « психического носителя », «n- й производной по отношению к своему исходному физическому носителю » Другим теоретиком В . А . Петровский называет С . Л . Рубинштейна . С . Л . Рубинштейн подчеркивал , что Я – это « живой чувственный индивид ». Здесь представлена очень четкая поляризация позиций . С одной стороны Я , как нечто ментальное , глубоко

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=