Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 188 важных событий и в истории живописи ХХ века , и в истории живописи вообще . Благодаря этому изобретению он стал одной из ключевых фигур в истории современного искусства . Сам художник появился на свет практически одновременно с абстракционизмом и стал четвертым великим художником - беспредметником после Кандинского , Малевича и Мондриана . Благодаря ему революция абстракционизма вновь разгорается во второй половине XX века . В середине 1930- х благодаря усилиям Музея американского искусства Уитни заявляет о себе Ассоциация американских абстракционистов ( ААА ), которые самораспустились к 1940 году . В начале 1941 года Поллок познакомился с художниками Роберто Матта и Робертом Мозеруэллом , которые занимались автоматическим письмом ( восходит к фрейдовскому методу исследования невроза путем « свободных ассоциаций »). Основная идея этого художественного метода заключалась в том , чтобы получить случайно и бессознательно в результате какой - то механической процедуры , например , распыляя пепел над клейкой поверхностью или разбрызгивая краски над бумагой через дырчатую поверхность (« осцилляция »). Именно 1941 год становится годом самоопределения американцев по отношению к европейскому искусству . Накануне войны в США приезжают легенды европейского искусства ( Мондриан , Бретон ). « Распространение сюрреалистических практик происходит параллельно с ростом психоанализа ». В этих опытах молодых художников отпугивал « психиатрический уклон » и недостаток живописного масштаба . « Разрыв с сюрреализмом уже предрешен . На это указывает пафос трагического и бессмертного , « широкий формат » правды и любимое экзистенциалистами слово « риск » [1, 87]. Разрыву способствовало противостояние юнгианцев фрейдистам ( В 1933 году появился перевод на английский книги Карла Юнга « Современный человек в поисках души », где писал , что источником творчества являются архетипы , т . е . бессознательно действующее знание , приобретенное народом в древние времена ). « Если Фрейд оперировал бессознательным как археолог , был приверженцем социокультурных механизмов анализа , то Юнг выступал как художник , озабоченный личным и родовым , природным , в конечном счете » [1, 87]. Учение об архетипах заставило обратить внимание американцев на собственные культурные корни . Условно фигуративная живопись Магритта , Дали , Эрнста кажется художникам поллоковкого круга слишком литературной и « невозвышенной », искусством не о вечном . Еще большее отторжение вызывает геометрическая абстракция . После Второй мировой войны абстрактное искусство претерпевает существенные изменения , появляются новые формы абстракции , которые не связаны с изначальными формами абстрактного искусства , а некоторые художники находят собственное видение , смягчая геометрическую строгость . « Если прежде абстракция была результатом выработанной интеллектуальной конструкции , то теперь она приобретает большую выразительную силу ( Хартунг , Сулаж ), ведет к каллиграфической абстракции , ташизму ( Сэм Фрэнсис ), двусмысленной , или « информальной », абстракции ( Вольс ). Все эти произведения направлены на общее и немедленное выражение глубинного внутреннего смысла . На этом уровне барьер между абстракцией и фигурацией устраняется , и часто художник испытывает необходимость нарушить традицию и использовать материалы , которые исключает современная техника живописи ( Фотрие )». [6] Одним из ярких примеров абстрактного искусства является творчество Джексона Поллока . « Поллок вполне по - американски был одиночкой и поп - звездой , о чем свидетельствовало наличие у него – единственного тогда из художников – газетного прозвища Jack the Dripper, произведенного как от техники дриппинга , которую он практиковал , так и от клички Джек Потрошитель »[1, 73]. В отличие от неторопливого исполнения , которого требует живопись , он в 1947

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=