Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 187 УДК 75.03 А . А . Титкина ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого ») Тел .: 8-953-426-27-16, e-mail: titkina_a@mail.ru «Живопись действия» в контексте абстрактного экспрессионизма В статье рассматривается становление и влияние американского абстрактного экспрессионизма на художественную культуру второй половины XX века в целом . Одним из ярких представителей этого направления является Джексон Поллок , изобретатель техники дриппинга , практиковавший в своем творчестве метод « живописи действия ». Данный метод повлиял на развитие не только абстракционизма , но и положил начало таким художественным практикам как поп - арт , перформанс , хэппенинг и бесчисленным акциям постмодернизма . Ключевые слова : абстрактное искусство , абстрактный экспрессионизм , Дж . Поллок , живопись действия , техника дриппинга Первая интерпретация абстракционизма была сделана еще до его возникновения , в 1908 году немецким искусствоведом В . Воррингером , который считал , что абстракция представляет собой начальный этап , низшую фазу развития всех искусств , и объяснял архаический абстракционизм страхом пустого пространства , а в целом абстракцию описывал как попытку уйти от нестабильности жизни : объект изымается из неясных природных связей и становится фрагментом абсолютного ритма вселенной [1, 74]. Слова Воррингера совпадают с гипотезами историков новейшего искусства . Например , Герберт Рид полагал , что геометрическая абстракция в первобытном искусстве представляла собой некий « секретный язык », который освобождал от страха перед неведомым и перед бытием ( это замечание Рид сделал в 1955 году , в период наивысшего подъема второй волны абстракционизма ) [1, 76]. В своей работе « О духовном в искусстве » Василий Кандинский писал , что « живопись нынче еще почти исключительно ограничена натуральными формами , взятыми напрокат из натуры . И нынешняя ее задача – испытать , взвесит свои силы и средства , познать их , как музыка поступала с незапамятных времен , и попробовать , наконец , эти свои средства и силы чисто живописным образом применять в целях творения » [3]. В начале XX века идея абстрактного искусства выявляла растущий интерес к бессознательному в человеческой психике . « Абстрактная живопись создает некую неопределенность , когда одной и той же поверхностной структуре можно привести в соответствие несколько смысловых прочтений . Неопределенность – это точный прием активного вовлечения бессознательного в восприятие »[2]. Идеология абстракционизма изначально была связана с кризисным состоянием мира , в котором беспредметность – это основа будущего совершенного бытия . Но « в 1930- е годы живопись , стремившаяся к метафизике , неуклонно редуцировала самое себя . То , что от неё оставалось в материальной форме , теряло мессианскую энергетику » [1, 76]. На Западе ( корме Германии ), где в отличие от СССР , преследований абстракционизма не было , геометрическая абстракция медленно сползает на периферию художественной жизни в конце 1920- х - начале 1930- х годов . На первый план выходят сюрреалисты , в кругу которых распространена биоморфная . абстракция , связанная с психоаналитической традицией , с принципами автоматизма и случайности . Новая жизнь абстракционизма начинается в конце 1930- х -1940- е годы в США , где одной из центральных фигур в живописи был Джексон Поллок , основатель американского абстрактного экспрессионизма . Это направление стало одним из самых

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=