Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 184 стихи » и « Воронежские тетради » становится проблема современников и современности . С . С . Аверинцев говорит о том , что « двойное равновесие , которым отмечено лучшее , что писал Мандельштам в начале 20- х годов , − равновесие тревог и надежд в осмыслении времени , обеспеченное сознанием независимости собственной мысли , да и культуры в целом , и равновесие темнот и ясности в облике стиха , обеспеченное тем , что сам поэт называл чувством внутренней правоты , − уже к середине десятилетия оказывается буквально взорванным » [1, 191]. Если сравнивать художественное бытие Мандельштама 30- х годов XX века и Мандельштама раннего , то станет видно , что мир затвердел , стал шершавым , колючим , ломким . Отвердевая , к пространству приобщаются не только предметы материального мира , но духовные объекты : язык , речь , чувства и т . д .: Лазурь да глина , глина да лазурь , Чего ж тебе еще ? Скорей глаза сощурь , Как близорукий шах над перстнем бирюзовым , Над книгой звонких глин , над книжною землей , Над гнойной книгою , над глиной дорогой , Которой мучимся , как музыкой и словом . Но сколько бы поэт не скрывался в далёких географических и хронологических просторах , ему всё же приходится признать , что уйти от современности не в его силах . Этому посвящено стихотворение « Нет , не спрятаться мне от великой муры ...»: Нет , не спрятаться мне от великой муры За извозчичью спину - Москву – Я трамвайная вишенка страшной поры И не знаю – зачем я живу . В это время художественное пространство всё больше географическое . В это же время появляется ощущение пространственной замкнутости , закрепощённости лирического героя : И всю ночь напролет жду гостей дорогих , Шевеля кандалами цепочек дверных . Или : Голубятни , черноты , скворешни , Самых синих теней образцы , Лед весенний , лед высший , лед вешний , – Облака – обаянья борцы – Тише : тучу ведут под уздцы ! И : Я около Кольцова , Как сокол закольцован , И нет ко мне гонца , И дом мой без крыльца . Однако философия истории не даёт покоя поэту : « Время есть содержание истории , понимаемой как единый синхронический акт ». Именно благодаря этому внутреннему ощущению О . Мандельштаму удаётся , не выходя из реальных географических рамок , создавать широчайший историко - культурный контекст : Я в сердце века – путь неясен , И время отдаляет цель – И посоха усталый ясень , И меди нищенскую цвель .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=