Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 183 Агрегатное состояние предметов меняется , архитектурность и чёткость форм больше не устраивает поэта . Поэзия этого периода проникнута ощущением спутанности и потерянности : Все перепуталось , и некому сказать , Что , постепенно холодея , Все перепуталось , и сладко повторять : Россия , Лета , Лорелея . И : Ну что ж , попробуем : огромный , неуклюжий , Скрипучий поворот руля . Земля плывет . Мужайтесь , мужи , Как плугом , океан деля . Мы будем помнить и в летейской стуже , Что десяти небес нам стоила земля . Ощущение приближающейся смерти , конечности бытия в это время не покидает О . Мандельштама : Отверженное слово « мир » В начале оскорбленной эры . Или : В Петрополе прозрачном мы умрем , Где властвует над нами Прозерпина . Мы в каждом вздохе смертный воздух пьем , И каждый час нам смертная година . Или : Эта ночь непоправима , А у вас еще светло . У ворот Ерусалима Солнце черное взошло . Эти настроения описаны в то же время Н . А . Бердяевым в работе « Русская идея »: « Русская идея – эсхатологическая , обращенная к концу . Отсюда русский максимализм . Но в русском сознании эсхатологическая идея принимает форму стремления ко всеобщему спасению » [4, 189]. Пространство здесь сужается до масштабов Петербурга , но одновременно с этим расширяются временные границы произведений . В стихотворении « На страшной высоте блуждающий огонь !» фантастическое пространство перекрещивается с реальным . Глаголы настоящего времени , употребляемые в тексте , указывают на то , что события происходят сейчас , но : О , если ты звезда – Петрополь , город твой , Твой брат , Петрополь , умирает . Петрополь – явная отсылка к Античности . Всё вновь перепуталось и неясно , присутствуем ли мы при гибели античного Петрополя в прошлом или же он гибнет сейчас , в нонклассическом периоде . Л . Г . Кихней , говоря об этом периоде , делает следующие выводы : « В « Т ristia» Мандельштам развивает концепцию времени , сформированную в « Камне ». Во - первых , время обретает качества пространства ( ср .: « Время вспахано плугом »); во - вторых , оно в этой книге качественно различно , дискретно : с одной стороны , это время завершающейся исторической формации ( время , корабль которого « идет ко дну »); с другой стороны , это эоническое время мифа , включающее в себя все времена » [9, 66]. Заключительный этап творчества О . Мандельштама напрямую связан с понятием времени . Актуальным вопросом в сборниках « Новые стихи », « Московские

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=