Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 182 Открыла два огромных глаза , Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь . Одновременно с этим « искусство вписывается Мандельштамом в игровое пространство , свободное от практических нужд »[9, 64]. С этим тезисом , казалось бы , плохо уживается известная архитектурность О . Мандельштама . Но сам поэт объясняет её следующим образом : « Строить – значит бороться с пустотой , гипнотизировать пространство . Хорошая стрела готической колокольни – злая , потому что весь ее смысл – уколоть небо , попрекнуть его тем , что оно пусто » [11, 436]. Отношения поэта со временем ещё более сложны , так как годы его жизни пришлись на крайне тяжёлую эпоху : « В жизни слова наступила героическая эра . Слово – плоть и хлеб . Оно разделяет участь хлеба и плоти : страдание . Люди голодны . Еще голоднее государство . Но есть нечто более голодное : время . Время хочет пожрать государство » [11, 395]: Прославим роковое бремя . Которое в слезах народный вождь берет . Прославим власти сумрачное бремя , Ее невыносимый гнет . В ком сердце есть — тот должен слышать , время , Как твой корабль ко дну идет . Мы не можем утверждать , что О . Мандельштам был знаком с текстом « Смысла истории » Н . А . Бердяева , однако можем предположить , что идеи философа были ему известны . Поэт и мыслитель совпадают в отношении к концепции вечной действительности : Не говорите мне о вечности – Я не могу ее вместить . Но , как же вечность , не простить Моей любви , моей беспечности ? <…> И , тихим отголоскам шума я Издалека бываю рад , – Ее пенящихся громад , – О милом и ничтожном думая . Второй этап творчества связан с выходом сборников «Tristia» и «1920 – 1925». Исторические события не становятся тематической доминантой стихотворений , меняется картина мира поэта . По замечанию С . С . Аверинцева , « мысль Мандельштама , привыкшую работать с большими временными глыбами и словно пораженную высоким недугом дальнозоркости , события поначалу направили к веку минувшему » [1, 173]. Первородный хаос теряет свою ценность и целостность . Л . Г . Кихней отмечает , что в этом сборнике « перед нами феноменологическое пространство , в котором слиты реальные предметы и их восприятие , причем свойства и качества предметов зависят от восприятия , поэтому бессонница и тишина влияют на свойство тяжести и само количество окружающих вещей »[9, 65]. Соломка звонкая , соломинка сухая , Всю смерть ты выпила и сделалась нежней , Сломалась милая соломка неживая , Не Саломея , нет , соломинка скорей .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=