Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 180 раскрытие символики человеческих судеб . Другими словами , историческое свершение представляет человека лику вечности и вместе с тем разрушает временность конкретного человеческого бытия . Человек может силой своего духа превзойти историю , овладеть историческим временем » [8]. С категорией времени в философской системе Н . А . Бердяева связаны понятия истории и метаистории . Собственно историческое время философ вписывает в рамки времени космического , а метаистория , по его замыслу , не может существовать вне экзистенциального времени и лишь иногда пересекается с историческим . Обращается философ и к проблеме вечности . А . Г . Зарубин определяет это так : «… возможно как бы вторжение вечности во время . Так , для христианского сознания вечное является во времени , оно может быть во времени воплощено . Вечность как божественная действительность может разрывать цепь времени , входить в неё и становиться здесь довлеющей силой » [8]. Говоря о соотношении прошлого , настоящего и будущего , Н . А . Бердяев отрицает концепцию динамической временности . Он приходит к этому выводу на основании того , что в условиях « разбитости » нашего времени каждое из времён восстаёт друг против друга и уничтожается . Поэтому , считает философ , история должна признать действительность , которую мы считаем прошлой , так как она уже вошла в некую вечную действительность . Исходя из этого , мыслитель приходит к выводу , что каждый уже приобщён к истории , так как принадлежит мировой действительности . Именно на этих представлениях базируется отношение Н . А . Бердяева к христианству как к величайшей религии , так оно противопоставляет исчезновению , которое несёт время , духовность и память , которые являются основой истории . В связи с этим в « Смысле истории » философ напишет : « В истории через больное и дурное время , пожирающее и истребляющее , превращающее жизнь нашу в кладбище , где на костях умерших отцов воздвигается новая жизнь сынов , забывших отцов , действует истинное время , неразорванное время , время , поддерживающее связь , в котором нет разрыва между прошлым , настоящим и будущим » [5, 85]. Определившись с понятиями пространства и времени и кратко рассмотрев те представления , которые были популярны на рубеже XIX – XX вв . и , очевидно , оказали влияние на творчество Осипа Мандельштама , перейдём непосредственно к анализу творчества поэта в его связи с общими философскими настроениями эпохи . Пространственно - временная организация текста принципиально важна для О . Мандельштама . Как отмечает Л . Г . Кихней , « думается , что именно онтология Мандельштама , явившаяся ответом на вызов эпохи , определила « генетическую » программу поэтики , реализовавшуюся в его художественной практике » [9, 57]. Можно сказать , что в творчестве Осипа Мандельштама мы имеем дело с явлением интертекстуальности . Ю . М . Лотман писал о нём следующее : « Художественная конструкция строится как протяжённая в пространстве – она требует постоянного возврата к уже выполнившему , казалось бы , информационную роль тексту , сопоставления его с дальнейшим текстом . В процессе такого сопоставления и старый текст раскрывается по - новому , выявляя скрытое прежде семантическое содержание . Универсальным структурным принципом поэтического произведения является принцип возвращения » [10, 347]. « Ребенок кричит оттого , что он дышит и живет , затем крик обрывается – начинается лепет , но внутренний крик не стихает и взрослый человек внутренне кричит немым криком , тем же древним криком новорожденного . Общественные приличия заглушают этот крик – он сплошное зияние . Стихотворство юношей и взрослых людей нередко этот самый крик – атавистический , продолжающийся крик младенца ,» [11, 412]

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=