Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 171 « архангельском гласе » и « последней трубе ». Помимо этого , он не описывает и самого процесса будущего воскресения мертвых и оставляет без внимания вопрос о качествах будущих воскресших тел . Что касается второго пришествия Иисуса , то Григорий Богослов не останавливается подробно на этом вопросе , считая при этом , что Христос придет на землю второй раз с телом и во славе Отца [12, 286-287]. Однако , в своих сочинениях он не останавливается специально на том , когда и как пришествию Христа будет предшествовать Антихрист , хотя и упоминает о последнем . В отношении будущего суда следует отметить тот факт , что святитель говорит о нем сравнительно немного . Тем не менее , он пытается дать о нем полное представление . Этот суд , по его мнению , будет всеобщим , единственным , праведным , окончательным , и страшным . Св . Григорий Богослов специально почти не останавливал своего внимания на конечной судьбе мира вообще . Однако , он предполагал разрушение существующего мира посредством огня и изменение его в лучшую сторону : должно произойти преобразование неба , претворение земли , освобождение стихий и обновление целого мира [11, 214]. Однако , в наибольшей полноте эсхатологическое учение было представлено в трудах святителя Иоанна Златоуста (347-407). В центре его вероучения стоит проблема второго пришествия Христа . Особо большое внимание он уделяет описанию признаков наступления данного события . Опираясь на тексты Священного Писания , св . Иоанн полагал , что перед вторым пришествием Христа явится на землю человек , называемый Антихристом , который будет проповедовать ложное учение , совершать беззаконные действия и чудеса , выдавать себя за Бога и требовать божеского поклонения . Действия Антихриста будут насильственными . Он с особой ревностью станет распространять свое влияние на людей , поднимет сильное гонение на христиан , но будет принят , прежде всего , евреями , как царь и завоеватель , а затем – слабыми христианами и неверующими , истинные же христиане в это время получат подкрепление свыше . Кроме явления Антихриста , св . Иоанн Златоуст указывает еще и на другие признаки второго пришествия Христа , к каковым можно отнести следующие : особые страшные явления в физическом мире , разные бедствия и смуты . Сюда же он относит междоусобные войны , неверие и сильное растление нравов в мире [14, 575]. Однако , указывая признаки второго пришествия Христа на землю , св . Иоанн Златоуст не пытался вычислить дату его наступления , подчеркивая то обстоятельство , что время данного мирового события в точности известно одному только Богу , а от людей сокрыто ради их пользы . Мы считаем необходимым согласиться с утверждением Иоанна Златоуста , что нет пользы людям знать точно , когда придет этот день , потому что для каждого человека , прежде всего , кончиной века является конец его жизни и даже он сокрыт от людей . Однако , не следует полагаться на признаки пришествия Христа , потому что Священное Писание не говорит , что явление Антихриста будет знамением пришествия Христа , но утверждает , что Христос не будет давать предзнаменования о Себе , а придет внезапно и неожиданно [16, 548]. Еще одним важным признаком времени пришествия Антихриста св . Иоанн Златоуст , ссылаясь на Священное Писание , считал ослабление и прекращение гражданской власти в обществе [16, 597-598]. Именно так нужно понимать его рассуждения о разрушении римского государства и римского владычества [1, 615]. В отношении второго пришествия Христа , святитель Иоанн полагал , что это событие произойдет внезапно . Предварительно на небе явится знамение креста для изобличения неуверовавших [17, 944]. А вслед за ним придет Христос на облаках в сопровождении всех ангелов и святых [15, 767].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=