Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 170 распространение христианства перед вторым пришествием Христа , будет много грешников [1, 157]. Тогда , по учению Оригена , должно с особой силой проявиться антихристианское начало , которое имеет в мире много разных носителей , хотя в собственном смысле существует только один Антихрист , который придет в конце настоящего мира [5]. Однако , заслуживает внимание тот факт , что отношение к Антихристу у Оригена не является однозначным . С одной стороны , он говорит об Антихристе как о конкретной личности , которая появится в будущем и в этом отношении его предтечами являются самарянские лжепророки Досифей и Симон Маг , еще в апостольский век объявившие себя Мессиями и создавшие собственные религиозные общины . С другой стороны , следуя аллегорическому толкованию Священного Писания , Ориген говорит об Антихристе в переносном смысле как о « ложном слове , имеющим вид истины », тем самым , понимая под ним безличностное и отнюдь не эсхатологическое явление . Что касается конечной судьбы мира , то Ориген соглашается в этом вопросе со своими предшественниками , подчеркивая , что некогда этот мир сгорит в огне . Эсхатологическая проблематика содержится так же в учении свт . Василия Великого († 329/330 – 379). Согласно его воззрениям , судьба каждого человека в отдельности сольется с судьбой всего человеческого рода , когда существование настоящего мира прекратится и наступит будущий век , имеющий некоторое сходство с первым днем этого мира [6, 36]. Будущий век будет сильно отличаться от настоящей жизни . Он начнется во время ожидания явления Христа или непосредственно с момента Его пришествия на землю [8, 122]. Характеризуя второе пришествие Христа , святитель Каппадокийский замечает , что оно будет славным и повсеместным [7, 377]. Как и предыдущие Отцы Церкви , Василий Великий не обходит в своем учении стороной будущее воскресение мертвых . Несомненно , он признавал различие между воскресшими телами и настоящими . Но в чем оно будет состоять , об этом можно судить лишь на основании идеи о том , что во время воскресения человеческое тело становится нетленным и бессмертным . Следует отметить тот факт , что о будущем суде святитель говорит сравнительно часто . Этот суд , по его словам , будет общим для всех , страшным , на нем будет выявлено все доброе , худое , явное , тайное , дела , слова , помышления – все будет открыто во всеуслышанье всем [10, 112]. Что касается участи праведников и грешников после Страшного суда , то она будет различной . Говоря об адских мучениях после Страшного суда , святитель Василий утверждал , что последние будут вечными , так же как и блаженства . Мучения в аду будут распределены между грешниками не одинаково , а по мере злодеяний [9, 291-292]. В своих творениях Василий Великий мало говорит о конечной судьбе мира вообще . Однако , он предполагал в будущем космическую перемену . Согласно его учению , настанет день , когда все будет иссушено огнем и настоящий мир прекратит свое существование [6, 48]. Подобно Василию Великому , святитель Григорий Богослов (329-389) специально не занимался эсхатологией , в виду чего особых эсхатологических трактатов он не оставил . Однако , во многих местах его сочинений можно обнаружить те или иные положения , касающиеся конечной судьбы человека и мира . Прежде всего , в своих сочинениях он касается вопроса о всеобщем воскресении мертвых , которое должно состояться в последний день существования мира . Григорий Богослов учил , что « последний день , по Божьему мановению , соберет всех вместе от концов земли , хотя бы кто был обращен в пепел и лишился членов в болезни » [1, 247]. Однако , святитель Григорий подробно не заостряет внимание на обстоятельствах , которые будут предшествовать всеобщему воскресению мертвых , хотя и упоминает об

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=