Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 17 переход от ролевого поведения к ответственному позиционированию в детских и детско - взрослых общностях . По линии развития субъектности в сознании – это переход от сравнивающей к определяющей рефлексии в учебно - экспериментальной и проектно - исследовательской работе , к появлению целостных представлений о себе , включая представление о себе как о взрослом и представление о своей будущей перспективе , включая профессиональную . В социальном познании , в области общения и взаимоотношений с другими ( взрослыми и сверстниками ) сохраняет свои позиции сравнивающая рефлексия . Интегрирующим моментом , относительно которого можно говорить о целостном развитии , является реализация первичного социального и профессионального самоопределения . Самоопределение рассматривается не только как процесс , осуществляющийся в индивидуальном сознании , но и реализующийся в социально значимой деятельности и в системе социальных отношений . Самоопределение является новым механизмом развития личности , возникающим в подростковый период и развивающимся в период юности . C появлением этого механизма качественно меняется уровень субъектности человека . Учащийся переходит от форм жизнедеятельности , в которых его « определяли » другие или в которых он определялся ситуативно , к социальному и профессиональному самоопределению . Динамику изменения содержания в основных линиях развития старшего школьника можно описать следующим образом . По линии развития субъектности в деятельности – это движение от субъекта учебной деятельности ( ступень основного образования ) к субъекту собственной учебной деятельности . В качестве субъекта собственной учебной деятельности юноши и девушки способны к построению и реализации учебной деятельности на любом предметном материале , к развитию и преобразованию учебной деятельности соответственно изменяющейся образовательной ситуации , к построению программ самообразования и саморазвития . По линии развития субъектности в общности – это переход от полиролевого поведения к ответственному позиционированию в моновозрастных и поливозрастных общностях . В личностном развитии появляется ценностно - смысловая мировоззренческая компонента , реализуемая в системе отношений учащегося с взрослыми , со сверстниками и с самим собой . Характерное приобретение ранней юности – формирование жизненных планов как ответственного позиционирования себя в обществе , в культуре , в мире . По линии развития субъектности в сознании – это переход к синтезирующей рефлексии в предметном мире ( теоретическое понятие , инженерное знание ). В отношениях с другими оформляется определяющая рефлексия . Синтезирующая рефлексия определяет отношения юношей и девушек с самим собой – это появление целостных представлений о себе , включая представление о мире и о себе как о взрослом и представление о своей жизненной перспективе . Главное психологическое приобретение в самосознании юношей и девушек – открытие своего внутреннего мира в его индивидуальной целостности и неповторимости . Юноши и девушки осознают себя в качестве неповторимой , не похожей на других личности , с собственным миром мыслей , чувств и переживаний , с собственными взглядами и оценками . Интегрирующим моментом , относительно которого можно говорить о целостном развитии , является реализация самоопределения как определение себя в мире – в обществе , в профессии , в отношениях с другими и самим собой .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=