Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 169 человечества и будущем миром с ожидаемой судьбой всей твари . В трактате « Против греков » Ипполит достаточно подробно изображает состояние грешников и праведников в другом мире . Переход из нынешнего мира в другой будет иметь не только религиозно - этическую , но и космически - физическую перемену . Эта последняя , по мнению Ипполита , совершится через сожжение . Таким образом , можно сделать вывод , что эсхатологическая проблематика в учениях ранних Отцов Церкви еще не имеет характера вполне строгой системы , касаясь вопросов о конечной судьбе человечества и мира вообще в основном с апологетическими и полемическими целями . Поэтому Отцы Церкви первых веков уделяют внимание тем положениям , которые подвергаются сомнениям или отрицаются со стороны гностиков , язычников и др . У них еще невозможно проследить целую обстоятельную систему эсхатологических воззрений . И только Отцы Церкви последующих веков сообщили христианской эсхатологии нечто новое и дали полную научно - обработанную эсхатологическую систему . Важную роль в этом отношении сыграл Климент Александрийский ( ок . 150- 216). В центре его учения стоит проблема загробной участи каждой конкретной души . Огненные адские муки , являющиеся наказанием для умерших грешников , так же служат для них средством очищения от грехов и путем к достижению блаженства . Иными словами , можно предположить , что некогда может наступить всеобщий апокатастасис . В этой связи нельзя не согласиться с мнением митр . Макария ( Оксиюка ), который полагал , что « при таком взгляде на значение для душ умерших грешников огненных мучений Климент Александрийский должен был считать второе пришествие Христа и связанные с этим другие мировые события малозначимыми и почти излишними , но , придерживаясь в данном случае основ христианского предания , он этого не делает , хотя каждому из последних мировых событий уделяет очень мало внимания » [1, 117]. Однако , хотя Климент Александрийский в своем учении выдвигает на первый план проблему загробного существования души , он не обходит стороной вопросов о втором пришествии Христа и конечной судьбе мира . Касаясь вопроса о втором пришествии Христа , Климент называет его « днем Христа », когда Иисус Христос придет на землю во второй раз во славе и с воинством для того , чтобы совершить Всеобщий суд . Он так же учит о несомненности будущего всеобщего воскресения мертвых . Что касается конечной судьбы мира , то Климент Александрийский соглашается в этом вопросе со своими предшественниками , подчеркивая , что некогда этот мир прекратит свое существование через стихию огня , и тогда настанет новый мир . Проблема посмертной участи человеческой души и теория апокатастасиса находилась в центре учения еще одного , на наш взгляд , небезизвестного Отца Церкви – Оригена († ок . 215), вклад которого в развитии христианской эсхатологии оказался довольно значительным . Соглашаясь во многом с идеями Климента Александрийского по вопросам постепенного очищения и усвоения небесного блаженства душами умерших , он уделяет мало внимания теме славного второго пришествия Христа , хотя и не отрицает необходимости последнего . Хотя Ориген не дает точного определения времени второго пришествия Христа на землю , но выделяет ряд знамений , которые будут предшествовать этому событию . По его убеждению , перед вторым пришествием Христа на землю , во - первых , на земле будет голод , землетрясения , болезни , раздоры , войны , во - вторых , прекратят свое существование все религии , кроме христианства [1, 157]. Тогда произойдет обращение к вере всех народов , в том числе и иудеев , хотя Иерусалим и их царство не будет восстановлены . Однако , несмотря на широкое

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=