Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 167 Описанию Антихриста и его деятельности св . Ириней уделяет много внимания . Можно даже сказать , что св . Ириней предпринимает первую по существу попытку дать связное описание Антихриста в сочинении « Обличение и опровержение лжеименного знания », более известного под кратким названием « Против ересей ». Объединив и систематизировав все существующие до сей поры разрозненные указания и пророчества , епископ Лионский заключил , что Антихрист произойдет из колена Данова . Это будет нечестивый , неправедный и беззаконный царь , который получит всю власть дьявола и возродит в себе все богоотсупничество , « какое было в течение шести тысяч лет » [2, 188]. Он утвердит свой престол в Иерусалимском храме , устранит всех идолов , и будет пытаться убедить людей , что он сам есть Бог [2, 179]. Все это находит подтверждение в текстах Священного Писания : Антихрист , по словам апостола Павла , будет человеком греха , сыном погибели , противящемся и превозносящемся выше всего называемого Богом или святыней , так что он сядем в храме Божьем и будет выдавать себя за Бога (2 Солун . 2:34). Десять апокалиптических царей ( Откр . 17:12-13) дадут ему силу и власть для преследования христиан , чему он активно будет способствовать [2, 183-184]. Царство Антихриста будет продолжаться три с половиной года , во время которого он утвердит свой престол в Иерусалимском храме . По истечению указанного срока состоится второе пришествие Иисуса , в результате чего Антихрист будет отправлен в огненное озеро вместе с грешниками , а для праведников откроется тысячелетнее царство вместе со Христом [2, 195]. Митр . Макарий ( Оксиюк ) подчеркивает , что это факт рассматривался св . Иринеем не в свете хилиастических мечтаний , а как одна из стадий постепенного восхождения праведных людей к Богу [1, 78]. Несомненной заслугой св . Иринея является попытка определить имя Антихриста , которое выражается числом - начертанием 666. Такое имя , по мнению епископа Лионского , будет присвоено Антихристу по причине накоплению в нем всего человеческого нечестия , какое когда - либо имело место в мире за время его шеститысячного существования [2, 188]. Епископ Лионский подчеркивает , что Иоанн Богослов не открыл настоящего имени Антихриста , потому что оно недостойно быть возвещено Святым Духом , потому что « имя несуществующего не возвещается » [2, 195]. Учение св . Иринея о всеобщем воскресении мертвых сформировалось в процессе полемики с гностиками , которые подвергали его сомнению , полагая , что Бог не может даровать смертному бессмертие , а тленному нетление , потому что все возвращается в то , из чего оно произошло . Кроме того , по их мнению , человеческое тело создано из земли , поэтому оно не может участвовать в христианском спасении . В доказательство возможности всеобщего воскресения мертвых св . Ириней приводил тот факт , что человеческие тела , хотя и распадаются на свои составные части , однако , совершенно не уничтожаются . Земля , из которой образованы человеческие тела , принимает их обратно в свой состав и сохраняет до второго пришествия Христа , когда они будут воскрешены чистыми и нетленными . Таким образом , воскрешение людей будет делом Самого Бога . Более того , воскресение человеческого тела не только возможно , но и необходимо , потому что , по мнению епископа Лионского , этого требует Божья справедливость . Если человеческое тело вместе с душой во время настоящей жизни участвует как в добрых , так и в злых делах , то оно обязательно должно воскреснуть для награды или наказания , при чем , воскресшее тело должно быть полностью тождественно настоящему телу , каким оно было в земной жизни . Таким образом , св . Ириней признавал полную возможность и даже необходимость воскресения как праведников , так и грешников . Однако , он отрицал тот факт , что они должны воскреснуть одновременно . Сначала должно состояться

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=