Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 161 Важно отметить , что для каждого курса предлагаются семантические карты , выполненные в разной цветовой гамме . Так , для 1 курса это будет сочетание красного центра с желтой периферией , для 2 курса — сочетание красного центра с зеленой периферией , для 3 и 4 курсов - сочетание красного центра с синей периферией . Такое цветовое решение позволит студентам самостоятельно контролировать процесс совершенствования знаний в области лексических средств выражения субъективной модальности , а красный центр облегчит поиск нужной семантической карты при их использовании на аудиторных занятиях и выполнении домашней работы . Именно с работы с модально значимыми словами целесообразно внедрение семантических карт в процесс обучения . Прежде всего , скажем , что вслед за « Русской грамматикой » [2,15] выделено 4 семантических группы модальных слов и глаголов : долженствование , необходимость , желательность и возможность . В рамках дифференциации семантических карт данная классификация была дополнена следующими группами : отсутствие долженствования , отсутствие необходимости , нежелательность , невозможность . Семантические карты были сформированы таким образом , чтобы , студент понял и : запомнил разницу в семантике конструкций типа : « Я хочу »; « Мне хочется », « Я должен », « Мне необходимо ». Для этого целесообразно ввести понятия « активный субъект » и « пассивный субъект », объяснив учащимся , что если речь идет о факте , событии , действии , при совершении которого субъект занимает активную жизненную позицию , выражаемую именительным падежом ; то в этом случае он предстает как активный субъект . Если же субъект выражается косвенным падежом , то — это пассивный субъект , внешние или внутренние обстоятельства , воздействующие на него эксплицитно или : имплицитно , обусловливают употребление не именительного падежа : Я должен сдать экзамен на отлично — Мне надо сдать экзамен на отлично , но не знаю , получится ли это . Целесообразно использовать следующие методические рекомендации для презентационного этапа работы с семантическими картами « Долженствование », « Отсутствие долженствования », « Необходимость » « Отсутствие необходимости », « Желательность », « Нежелательность », « Возможность », « Невозможность ». Прежде всего , следует объяснить студентам значение слов долженствование и отсутствие . Согласно « Словарю русского языка » С . И . Ожегова , « долженствование - это необходимость того , что должно совершиться , в . Противоположном тому , что существует » [1, 227]. Следовательно , мы можем заключить , что в данном случае человеком движет его внешний мотив к совершению чего - то , возможно , даже нравственный закон . Например , « Я должен получить хорошее образование в России и вернуться на родину , так как меня отправило государство ». Субъект активный , он хочет проявить себя и доказать всему миру , на что он способен . На следующем этапе целесообразно предлагать студентам сравнить два предложения и определить с помощью словаря родного языка в чем между нами разница « Я должен закончить институт » и « Я обязан закончить институт ». Студенты приходят к выводу , что слово « обязан » более интенсивно в выражении своего значения . Можно даже сказать , что обязан = должен + должен . Далее пошагово преподаватель должен приступать к презентации семантических карт . На втором курсе семантические карты дополняется новыми вводно - модальными словами .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=