Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 160 русским языком следует учитывать некоторые индивидуально - психологические особенности обучаемых , а именно : особенности восприятия учебного материала , мышления . 3. При создании методики должны быть выбраны такие средства обучения , которые бы стимулировали и создавали мотивационную основу изучения лексических средств выражения субъективной модальности . Методика , созданная с учетом данных рекомендаций , будет способствовать не только глубокому и осмысленному изучению иностранными учащимися лексических средств выражения модальности , но и совершенствованию навыков и умений их использования в научной речи . 4. Созданию методики обучения иностранных студентов лексическим средствам выражения модальности на основе использования семантических карт предшествовало изучение нормативных документов , являющихся законодательными в работе с иностранными студентами ; анализ разделов учебников , учебных пособий и типовых тестов по русскому языку как иностранному , посвященных средствам выражения модальности . Лексический минимум по русскому языку как иностранному I сертификационного уровня дает перечень следующих модальных слов и глаголов , вводно - модальных слов , вводных слов и словосочетаний , которыми должен владеть иностранный студент : возможно , во - вторых , должен ( должна , должны ), итак , конечно , может быть , можно , мочь ( могу , можешь ; мог , могла , могли ) — смочь ( смогу , сможешь ; смог , смогла , смогли ), надо , наконец , наоборот , например , ( напротив , невозможно , нельзя , необходимо , нужно , по - моему , по - твоему , так , таким образом , точка зрения , уверен ( уверена , уверены )), хотеть . Лексический минимум по русскому языку как иностранному II сертификационного уровня , в свою очередь , дает перечень следующих модальных слов и модальных глаголов , вводно - модальных слов , вводных слов и словосочетаний , которыми должен владеть иностранный учащийся : безусловно , вероятно , видимо , во - вторых , возможно , в общем , во - первых , в - третьих , в частности , действительно , должен ( должна , должны ), известно , иметь возможность , итак , казаться , конечно , кстати , может быть , можно , мочь ( могу , можешь ; мог , могла , могли ) — смочь ( смогу , сможешь ; смог , смогла , смогли ), наверное , надо , наконец , наоборот , например ; напротив , невозможно , нельзя , необходимо , нужно , обязан , по - видимому , по - моему , по - твоему , так , таким образом , хотеть , хотеться , уверен ( уверена , уверены ). Но , как показывают наблюдения над речью иностранных студентов , уровень владения лексическими средствами выражения субъективной модальности не соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по русскому языку как иностранному . В целях устранения данного недостатка целесообразно , например , использовать методику обучения лексическим средствам выражения модальности в научной речи иностранных студентов . Проанализировав лексический минимум по русскому языку как иностранному I — II сертификационного уровня , учебные пособия по русскому языку как иностранному и профессионально ориентированные научно тексты , автором выявлены наиболее продуктивные модально значимые , вводные слова и словосочетания ( в количестве 100), являющиеся лексическими средствами выражения субъективной модальности в научной речи , которыми должны владеть иностранные учащиеся . Методика обучения иностранных студентов лексическим средствам выражения субъективной модальности рассчитана на 1, 2, 3 и 4 курс , причем семантические карты для 3 и 4 курсов идентичные и содержат материал заключительного этапа обучения .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=