Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 156 На основном этапе продолжалась работа по совершенствованию познавательных процессов ребенка , расширению и уточнению уже имеющегося у него запаса знаний об окружающем . Составляя композиции , ребенок не просто устанавливал причинно - следственные связи , но и включался в активный процесс создания полного сюжета , самостоятельно придумывал и фантазировал . У детей укреплялся интерес к занятиям , активизировалась речь , развивалась способность включать знакомые фигуры и абстрактные элементы в различные изображения , создавались предпосылки самостоятельной творческой деятельности . На заключительном этапе целью работы становится развитие самостоятельного изобразительного творчества детей . Важно , чтобы ребенок за словесным описанием учился видеть образное содержание . Особое внимание в заданиях этого блока уделялось словесной опоре . Проводились такие задания , как « Опорные слова », « Иллюстрации к сказке », « История о ...». Об эффективности проделанной работы позволяют судить данные контрольного этапа эксперимента . Качественный анализ результатов повторного диагностического обследования позволил сделать вывод о динамике в развитии творческого воображения детей , о чем свидетельствуют следующие характеристики : - проявляются элементы творческой фантазии в создаваемых образах , в рисунках появляется характерность , красочность , выразительность ; - проявляется сложность в композиции , наличие дополнительных деталей , их проработанность ; - появляется оригинальность в комбинировании при создании образов из простых геометрических фигур , развивается умение синтезировать общее из частей ; - появляется новизна и оригинальность в самостоятельном творчестве , способность абстрагироваться от шаблона , представить невидимые элементы предмета . Количественный анализ результатов контрольного эксперимента позволил сделать вывод , что дети демонстрируют средний и выше среднего уровень развития творческого воображения . Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов показал , что у всех детей экспериментальной группы обнаружен положительный , из них у двоих детей , – выраженный положительный сдвиг в развитии творческого воображения . Результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют говорить об эффективности проведенной работы . Диагностический инструментарий и апробированная формирующая программа могут использоваться в коррекционно - развивающей деятельности психологов , как специальных дошкольных образовательных учреждений , так и коррекционных групп для детей с задержкой психического развития . Литература 1. Боровик О . В . Развитие воображения . Методические рекомендации . М .: ЦГЛ « Рон »», 2000. 112 с . 2. Выготский Л . С . Воображение и творчество в детском возрасте : психологический очерк : кн . для учителя . 3- е изд . М .: Просвещение , 1991. 275 с . 3. Егорова Т . В . Особенности памяти и мышления младших школьников , отстающих в развитии . М .: Педагогика , 1973. 152 с . 4. Екжанова Е . А . Задержка психического развития у детей и пути ее психолого - педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития . 2002. № 1. С . 8-16. 5. Комарова Т . С . Дети в мире творчества . М .: Мнемозина , 1995. 134 с .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=