Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 155 Диагностическое обследование проводилось с использованием методик : « Нарисуй картинку » ( П . Торренс ); « Свободный рисунок » ( Г . А . Урунтаева ); « Линейка чудодейка » ( Л . В . Мищенкова ); « Колокольчик » ( Л . В . Мищенкова ); « Загадочный танграм » ( Л . В . Мищенкова ); « Что на что похоже » ( В . Синельников , В . Кудрявцев ). В качестве критериев , позволяющих охарактеризовать особенности развития творческого воображение детей экспериментальной группы , определялись : способность к комбинированию образов знакомых элементов ; оригинальность способов действий ; новизна в создании продукта самостоятельного действия . Обработка данных констатирующего этапа показала следующие характерные особенности развития творческого воображения детей экспериментальной группы : - образы , создаваемые детьми в рисунках стереотипны , маловыразительны , детали рисунков не проработаны ; - в рисунках детей очень слабо прослеживается оригинальность и необычность ; - дети проявляют большее творчество в создании композиции из простых геометрических фигур , испытывают затруднения в синтезе образа из элементов ; - дети испытывают сложности с отступлением от шаблона , продуцированием новых элементов в рисунке , затрудняются воспроизвести скрытые стороны объекта . Количественная обработка данных позволила сделать вывод , что развитие творческого воображения детей экспериментальной группы на данном этапе исследования находится на среднем и ниже среднего уровне . Результаты констатирующего обследования явно указывают на необходимость проведения работы по развитию творческого воображения детей экспериментальной группы . В качестве задач формирующего этапа эксперимента были выделены : 1. Формирование операционных навыков , необходимых для создания образов воображения . 2. Развитие и автоматизация умений выделять главные и второстепенные признаки , видеть связь предметов по содержанию , располагать их в том или ином порядке ; планировать свою деятельность , формировать предварительный замысел , вносить новые элементы в изображение . 3. Обучение созданию выразительных , оригинальных образов , умению видеть характерные и скрытые свойства предметов с помощью интонации , опорных слов , иллюстраций , схем и символов , делению на смысловые части . Работа по развитию творческого воображения у старших дошкольников с ЗПР в изобразительной деятельности строилась в соответствии с принципами коррекционно - развивающего воздействия : единства коррекции и развития , от простого к сложному , наглядности , использования игровой деятельности . Формирующий эксперимент состоял из 3- х взаимосвязанных этапов : пропедевтического , основного , заключительного . На пропедевтическом этапе проводилось обучение построению знакомых предметов по элементам ( точкам , схемам , частям предмета ), тренировалось умение выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке (« Дорисуй картинку », « Узнай предметы и нарисуй их », « Кто больше придумает и нарисует » и др .). На основном этапе дети учились анализировать объекты и ситуации . Основное внимание уделялось приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов . Способность включать абстрактные элементы и знакомые фигуры в различных изображениях – это один из важных компонентов развития воображения , для формирования которого использовались задания на дорисовывание (« Дорисуем рассказ », « Геометрические фигуры в предметах », « Дорисуй картинку »).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=