Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 153 УДК 159.9.973 Т . А . Шуненкова ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого ») С . А . Филиппова ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого ») Тел .: (4782) 35-56-68, e-mail: wega-04@mail.ru РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В статье рассматриваются теоретические вопросы развития творческого воображения у дошкольников с задержкой психического развития : особенности и влияние творческого воображения на когнитивное , личностное и социальное развитие ребенка . Представленные эмпирические данные отражают роль изобразительной деятельности в развитии творчества дошкольников с задержкой психического развития . Ключевые слова : творчество , воображение , задержка психического развития Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник на рубеже XIX-XX веков . К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения . Позднее появляются теоретические разработки в области изучения взаимосвязи воображения с другими познавательными процессами . За период с середины XX в . и по настоящее время в исследованиях А . В . Брушлинского , A.M. Матюшкина , А . Я . Пономарева , В . Н . Пушкина нашли отражение вопросы природы творчества как познавательного психического процесса , его особенностей и свойств . Б . М . Теплову , Д . Б . Богоявленскому , А . В . Запорожцу , В . А . Крутецкому , А . В . Петровскому принадлежат разработки принципов и способов создания диагностических методик дифференциальной психологии с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей . В современном мире складываются особые требования к личности , предполагающие формирование таких качеств как открытость новому опыту , умение находить нестандартные решения в складывающихся ситуациях , творческое отношение к действительности . В этой связи в образовательной среде актуализировались вопросы , связанные с формированием и развитием творчества учащихся , основой которого с психологической точки зрения является творческое воображение . В современных исследованиях воображение рассматривается не только как отдельный познавательный психический процесс , но и как всеобщее свойство сознания . Творческое воображение изучается как двусторонний процесс : с одной стороны , формирующий разнообразные явления человеческой культуры , а с другой – предполагающий приобщение к ним человека в процессе его жизни . Творческое воображение тесным образом связано с различными сферами психического развития ребенка : познавательной деятельностью , собственной активностью ребенка во взаимодействием с предметным миром и социальным окружением . Творческий процесс активизирует развитие не только когнитивной , но эмоционально - нравственной сферы личности , способствует развитию социальной компетентности . В качестве средств развития творческого воображения дошкольников в психолого - педагогической литературе выделяются игра ( Л . А . Венгер ; В . А . Кудрявцев ), конструирование ( Т . С . Комарова , З . В . Лиштван ), литературный материал ( В . А . Краснов , О . Ушакова ). Роль изобразительной деятельности в развитии творческого воображения отражена в работах Н . П . Сакулиной , Е . Л . Флериной , Т . С Комаровой . Они

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=